ПУБЛИКАЦИИ
Павел (Борисовский Павел Петрович) – митрополит
Митрополит Павел Борисовский
Вскоре обвиняемых отправили в Москву. Узнав время отправления поезда, люди устремились на вокзал. Они несли продукты, вещи, кто что мог. Многие люди плакали. Для разгона провожающих власти направили отряд милиции.
В столице у епископа Павла жили двое сыновей - радиотелеграфисты Сергей и Николай. В октябре 1922 г. они написали в ОГПУ письмо, в котором убедительно просили освободить отца из Бутырки «на наши поруки, впредь до решения о нем дела». В своем письме они стремились показать слабость его здоровья и лояльность к советской власти:
«Отец наш находится в старческом возрасте и болезненном состоянии при душевно подавленном настроении, не может вынести обстановки заключения, а самовольной отлучки или попыток скрыться предполагать с его стороны нельзя, и в этом мы ручаемся своей красноармейской честью… Наш отец вышел из народа и ему служил всегда… Был настроен всегда доброжелательно к советской власти и сочувствовал всем ее стремлениям, как преследующим благо трудящихся».
Во время голода «…он решительно подал голос за немедленное без всяких колебаний изъятие церковных ценностей в пользу голодающих».
Кроме того, в Вятке остались две его дочери, из которых одна – «…совершенно больная и нуждается в лечении».
В конце они еще раз подчеркнули свое положение, подписавшись членами «Пролетарской Красной армии», и в романтическом духе выразили надежду на скорое освобождение отца, ибо в этом случае «…наши юношеские сердца… переполнены будут глубоким чувством благодарности и сознания, что она, Советская власть, умеет миловать».
Однако положение епископа это письмо не изменило. 23 февраля 1923 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископов Павла и Виктора к трем годам ссылки в Нарымский край.
КУСТОВА Елена Витальевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и краеведения ВятГГУ.