ПУБЛИКАЦИИ


«

Сергий (Гришин Алексей Николаевич) - архиепископ публикации


Ершов А.Л.
Дело архиепископа Сергия (Гришина) в 1936 г.

В 1935-1936 гг. Владимирской епархией управлял архиепископ Сергий (Гришин). Несмотря на то, что управлял епархией он сравнительно недолго, этот период ознаменовался уникальным по тому времени явлением - все это время при канцелярии епархии действовало, как потом говорил архиепископ, «нечто вроде академии по повышению общего и богословского образования служителей культа», которую посещало по 4-8 человек.

Лекции читались бывшим обновленческим киевским митрополитом (для необновленцев - епископом) Ювеналием (Машковским) и административно высланным из Ленинграда профессором Васенко. Машковским были прочитаны лекции на темы: 1) Исторический обзор Константинополя; 2) патриарх Гермоген V; 3) патриарх Яким III; 4) Экзарх Болгарский; 5) Влияние России на Турцию до 1917 г.; 6) Русские учреждения и организации в Константинополе; 7) Проникновение в Турцию католицизма; 8) Учреждения Ватикана в Константинополе и церковные службы; 9) Церковное искусство; 10) Древнехристианская архитектура; 11) Византийское искусство; 12) Древнеримское искусство; 13) Готы и отражение Средневековья; 14) Эпоха Возрождения (несколько лекций); 15) Русское искусство и особенности в этом отношении Владимира и Суздаля; 16) Этнографические особенности этих районов; 17) Ватикан, Папство, католицизм; 18) Церковная живопись; 19) Фотий Спасский - архимандрит Юрьевского монастыря; 20) Епископ Иннокентий, Борис Херсонский; 21) Гюйсманс (2 лекции). Профессор Васенко также прочитал несколько лекций: об источниках русской истории, наши предки и первые князья.

Подобный сверхактивный владыка естественно не устраивал местных властей. 26 апреля 1936 г. он и его сподвижники были арестованы. Всего их было 18 человек: архиепископ Сергий (Гришин А.И.), епископ (митрополит) Ювеналий (Машковский В.К.), архимандрит Анастасий (Оболенский М.И.), архиепископ Филипп (Гумилевский С.Н.), епископ Афанасий (Сахаров А.Г.), Брайловский А.Н. (священник Никитской церкви г. Владимира), Левицкий И.П. (протоиерей Николо-Галейской церкви), Маркевич Ф.А. (протодиакон Никитской церкви), Сабуров Ю.А., Сабуров Б.А., Пазухин А.А., Соллертовская М.Ф., Фомина М.Л. (монахиня), Смирнов И.Я. (протодиакон), Виноградова Е.И. (староста Троицкой церкви), Розанов Н.М. (монах), Потапов И.А. (дьякон, с. Старые Петушки) и Борошенко Н.А. (монах).

Как утверждало следствие, "приехавшими из Украины в г. Владимир митрополитом Машковским, архиепископом Гришиным, архимандритом Оболенским, протоиереем Брайловским, отбывающим ссылку в г. Владимире архиепископом Гумилевским и нелегалом епископом Афанасием Сахаровым в г. Владимире был создан контрреволюционный центр по руководству нелегальной антисоветской деятельностью церковников Ивановской, Московской областей, Украины. Кроме того, к деятельности центра были привлечены: протоиерей Левицкий, протодиакон Маркевич, Сабуров Б., Сабуров В., Пазухин, Соллертовская, Фомина, Смирнов, Розанов, Потапов". "В основу нелегальной деятельности центра была положена антисоветская платформа церковников-нелегалов под названием «платформа ссыльного епископата», два экземпляра которой изъяты у обвиняемых: Розанова Н.М. и Гришина. Часть руководства состава центра в прошлом имели тесную связь по антисоветской деятельности на Украине с белоэмигрантским митрополитом Антонием Храповицким. Обвиняемый митрополит Машковский, будучи сторонником создания союза православия с католицизмом на антисоветской платформе, в беседах с архиепископом Гумилевским высказывался за необходимость ведения антисоветской деятельности в СССР в контакте с католиками. В этом направлении Машковский еще в 1926 г., находясь на кафедре Одесской епархии, предпринимал практические шаги и провел три нелегальные встречи с приезжим из заграницы католическим епископом д’Эрбиньи. Позднее до 1935 г., будучи Киевским митрополитом, Машковский поддерживал через митрополита Пимена Пегова письменную связь с главой православных церквей польского государства митрополитом Дионисием. В целях создания нелегального блока староцерковников и обновленцев, а затем и сторонников платформы «ИПЦ», Машковский оставил обновленчество, присоединился к староцерковникам и проявил активное участие в создании указанного центра нелегальных церквей на Украине и в Ивановской области".

"Центр организации в г. Владимире развернул активную деятельность по насаждению нелегальных групп «Истинно-православной церкви», вокруг которых объединялись реакционные церковники и проводилась антисоветская агитация. Таких групп было создано в г. Владимире три - одна возглавлялась Розановым, вторая - Сабуровым Ю. и Сабуровым Б. и третья Холмогоровым. Епископ Сахаров, проживая нелегально и имея непосредственную связь с руководителями нелегальных групп г. Владимира, создал группу «ИПЦ» в пос. Петушки Московской области. В то же время участники центра насаждали контрреволюционные группы на Украине, с которыми у них поддерживалась <...> связь. Гришин, Оболенский и Брайловский были близко связаны с руководителем нелегальной группы «ИПЦ» протоиереем Глаголевым".

По мнению следствия, "в целях создания антисоветских кадров Машковский, Гришин, Оболенский и другие обвиняемые в г. Владимира организовали нелегальную, т.н. духовную академию, с регулярными [занятиями, ее] посещали Гришин, Оболенский, Брайловский, Маркевич, Ильин и ряд других лиц. <...> В лекциях значительное место отводилось католицизму, условиям жизни духовенства за границей и церковно-богословским вопросам. При этом последние разбирались подчеркнуто с мистической точки зрения. На указанных занятиях велась антисоветская агитация и распространялись различные провокационные слухи. В интересах контрреволюционной пропаганды на занятиях зачитывались письма, получаемые Гришиным, Оболенским и Брайловским, в которых сообщались клеветнические сведения о имевшихся якобы гонениях на духовенство и верующих, о закрытии церквей против желания общин и т.д.".

"По отдельным группам, входящим в состав организации, устраивались нелегальные церковные службы, тайные крещения взрослых детей и моления за б. царя Романова Николая II. Такие собрания устраивались: у обвиняемой Виноградовой с участием Розанова, Виноградовой и Жабинского (скрывается); в квартире архимандрита Холмогорова и у участника организации Соллертовской. Кроме того, устраивались антисоветские сборища в квартире Сабурова Б. и Сабурова Ю., на которых участвовал Пазухин А. У обвиняемых Виноградовой и Потапова проводились нелегальные встречи участников и руководителей контрреволюционных групп с нелегалом епископом Сахаровым. Постоянными участниками этих встреч были: Потапов, Смирнов, Розанов, Сахаров, Виноградова. В целях насаждения реакционных кадров церковников участниками центра производились тайные постриги в монашество. Так, например, с разрешения Гришина были пострижены в монахи Лбов, Борошенко, Фомина и ряд лиц на Украине".

21-м июля 1936 г. датируется обвинительное заключение, архиепископ Сергий проходил как главный обвиняемый во всем вышеперечисленном. У него из квартиры были конфискованы: церковная библиотека, пишущая машинка и другие предметы нелегальной духовной академии. Само же дело было направлено на рассмотрение Особого Совещания при НКВД СССР.

21 сентября 1936 г. последним к 5 годам лишения свободы были приговорены: архиепископ Сергий (Гришин А.И.), епископ (митрополит) Ювеналий (Машковский В.К.), архимандрит Анастасий (Оболенский М.И.), епископ Афанасий (Сахаров А.Г.), священник Брайловский А.Н., Сабуров Ю.А., Сабуров Б.А., Пазухин А.А., монах Розанов Н.М. и монах Борошенко Н.А.; к 3 годам лишения свободы - архиепископ Филипп (Гумилевский С.Н.), протоиерей Левицкий И.П., протодиакон Маркевич Ф.А., Соллертовская М.Ф., протодиакон Смирнов И.Я., Виноградова Е.И. и дьякон Потапов И.А.; монахиня Фомина М.Л. была приговорена к 3 годам ссылки. 22 сентября 1936 г. в Ивановской тюрьме скончался архиепископ Филипп (Гумилевский); согласно данным книги «За Христа пострадавшие в земле Владимирской» 12 апреля 1941 г. скончался епископ Ювеналий (Машковский), т.е. за 2 недели до окончания срока; такая подозрительная дата смерти может дать основания предположить, что он мог, например, быть расстрелян в 1937 г.

Особого разговора требует "вторая группа", якобы возглавляемая Сабуровыми: Сабуровы, а также Пазухин, были дворянами (Сабуровы - даже сыновьями петербургского губернатора). Остается открытым вопрос, можно ли их считать мучениками за веру. Не исключено, что они, как представители аристократии, элиты, просто стремились к общению со старой, дореволюционной интеллигенцией, заинтересовались лекциями, далеко не рядовым событием для провинциального города.

Непонятно, пострадал ли за чтение лекций профессор Васенко. Упоминавшийся Жабинский, он же иеромонах Дамаскин, соратник епископа Афанасия (Сахарова), будучи опытным представителем катакомбной церкви, скрывался аж до 1943 г.

Как это ни странно, в 1936 г. не был арестован Холмогоров (он же архимандрит Семеон). Монах Лбов, живший в Киржаче, был арестован 29 декабря 1936 г. В этот же день была арестована монахиня Серафима (Виноградская), келейница архимандрита Семеона, а также монахиня Мавра (Богатова), священник Васильев И.И. и псаломщик Иванов И.И. Нельзя исключать, что это и была та самая "3-я группа", якобы возглавляемая Холмогоровым. В этот же день (возможно, на основании принадлежности к этой группе) были арестованы Тутовская А.Ф. и Барташевский А.Г. (оба без определенных занятий), Брещинская В.Д. (медсестра) и Долотова Е.А. (уборщица) - подобные виды деятельности были характерны для тайных монахов и церковных активистов того времени. Почти все, кроме Иванова и Туловской, приговорены к 5 годам лишения свободы.

Некоторый свет на это проливает дело монахини Ермогены (Каретниковой А.И.), келейницы архиепископа Феодора (Поздеевского), отбывавшей ссылку вместе с последним в Сыктывкаре; оба в 1937 г. были переправлены в Иваново по обвинению в руководстве контрреволюционной деятельностью местных церковников. Дело гласило: "В Ивановской области существовала подпольная контрреволюционная организация церковников и монашества т.н. «Иноческое братство князя Даниила», руководство которой возглавлял[и] архиепископ Феодор Поздеевский и архимандрит Семеон Холмогоров, созданная на основе контрреволюционной платформы ссыльных епископов, известной под названием платформы «Истинно-православной церкви». Братство в целях борьбы с советской властью ставило задачу: а) организованно поддерживать и сохранить старые церковные кадры и систематически пополнять их путем тайных постригов в монашество из мирян; б) создать свою подпольную церковь «истинно-православной веры», в которую втянуть церковников и духовенство, враждебно относящихся к Советской власти, т.е. создать такую организацию, которая бы имела широкие связи среди верующих и проводила антисоветскую деятельность; в) под предлогом организации тайных церковных общин т.н. «домашних скитов» и «обителей» вовлечь наибольшее число верующих в антисоветскую деятельность, обрабатывая их против мероприятий советской власти, за оказание необходимой помощи интервентам во время войны фашистских государств против СССР. По прямым указаниям руководителя организации обвиняемого Поздеевского в 1935 г. было создано ряд контрреволюционных групп церковников, объединенных в т.н. «домашние нелегальные церкви» в Ивановской области в городах Киржаче и Владимире создано 3 группы, которые возглавлялись архимандритом Холмогоровым, епископом Парфеновым и архимандритом Климковым. <…> Организация для содержания нелегально проживающих членов братства и оказания материальной помощи духовенству, высланному за к/р деятельность, имела нелегальную кассу. <…> По группам систематически в 1935-1936 гг. устраивались антисоветские сборища церковников, на которых проводились нелегальные моления за духовенство, отбывающее ссылку за к/р деятельность, расстрелянных, заключенных и т.д. Велась антисоветская агитация и распространялись всевозможные провокационные слухи против советской власти". Кроме Поздеевского и Каретниковой, переправленных из Сыктывкара, по делу проходили архимандрит Соловьев П.А. и монахи Пиуновский С.А., Лебедева П.И. и Баранова А.М., все родом из Москвы. Парфенов В.В., живший в Киржаче, был арестован 29 декабря 1936 г., приговорен к 5 годам лишения свободы. Архимандрит Семеон (Холмогоров) арестован 25 июля 1937 г., приговорен к расстрелу.

Литература:

1) Архив Владимирской епархии. Отдел Комиссии по канонизации. Дело А.И. Гришина. Протокол допроса от 14.05.1936 г.
2) Боль и память. Книга памяти жертв политических репрессий Владимирской области: В 2 т. Сост. А. Семенов, Е. Селиверстов. - Владимир: Фолиант, 2001. - Т.1, сс. 113-172.
3) За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник. - Александров: Свято-Успенский епархиальный женский монастырь, 2000. Лл. 69, 72.