ПУБЛИКАЦИИ
Ершов Андрей Леонидович
О религиозной ситуации во Владимирском крае в 30-е годы
на страницах периодической печати
(на примере газет "Призыв" и "Киржачский ударник")
Среди источников по истории края особое место занимает периодическая печать. На ее страницах отражается жизнь в ту или иную эпоху. Обращение к периодической печати позволяет увидеть и религиозную ситуацию в 30-е годы ХХ века глазами обычного человека того времени. Важно, что на страницах газет присутствует, хотя и далеко не полный, но довольно внушительный спектр отношений к данной проблеме. Это и позиция пропагандистов атеизма, и позиция судебно-карательной машины государства (по крайней мере, официальная), и позиция обывателя (как городского, так и сельского), естественно, которая разрешалась государством. Так как свободы слова в то время не было, определенная часть отношений к религиозному вопросу не могла быть отражена прямо (например, из-за рубежа, отношение верующей части населения и т.д.), но косвенно вычленяется и она.
Рассмотрим, как отражалась антирелигиозная составляющая жизни Владимирского края [1] в 1930-е годы на страницах двух изданий того времени, а именно, газет "Призыв", которая выходила в нашем городе, и "Киржачский ударник" - для верификации полученных результатов.
Номера "Призыва" за январь-февраль 1930 г. создают впечатление победоносного шествия безбожия. За два месяца в 33 номерах были антирелигиозные статьи (т.е. фактически через день и почти в каждом номере). Всего 78 статей. В них было десять статей, содержащих требования или констатацию факта переплавки колоколов, несколько статей, посвященных сожжению икон, 21 сообщение или рубрика о требованиях или фактах сноса, закрытия или передачи под какие-либо нужды церквей или часовен. Для подтверждения актуальности призывов время от времени на страницах газеты появлялись сообщения о прорывах на антирелигиозном фронте (пропаганда против колхозов, случаи крещения детей, снижение деятельности безбожников). Недостаток местного материала всегда компенсировался материалом из других регионов СССР (те же закрытия церквей, переплавка колоколов). Особого внимания заслуживают пять сообщений о призывах с Запада в защиту прав верующих в СССР и ответная публикация интервью с митрополитом Сергием "О положении Православной Церкви в СССР" [2].
Коренная перемена в тематике антирелигиозных статей была вызвана статьей И. В. Сталина «Головокружение от успехов». Ее было достаточно для сведения на нет всех статей о закрытии церквей (было всего одно исключение – 22 марта) и наступления антирелигиозного кризиса на страницах газеты – безбожники лишились своего «конька». При сохранении количества статей их тон изменился до неузнаваемости. На протяжении всего марта 1930 г. главной темой было посылание проклятий в адрес Папы Римского и Католической Церкви – 14 статей. Кроме того, пять сообщений было о прорывах на антирелигиозном фронте, три статьи – на другие темы.
После того, что можно назвать мартовским антирелигиозным кризисом, наступает год подъема народной борьбы с религией. Начало его – антипасхальная кампания 1930 г. (с апреля), конец – антипасхальная кампания 1931 г. (по май включительно). На протяжении целого года накал борьбы, отражавшийся на страницах "Призыва", не стихал. Поражает разнообразие направлений антирелигиозной борьбы. Здесь можно выделить: статьи о необходимости вести антирелигиозную борьбу, статьи просветительского характера, достижения безбожников и их недоработки, отмечание религиозных праздников (с драками, убийствами, пожарами) и прогулы в эти дни – 15 статей. Любопытен такой вид деятельности безбожников, как осведомление читателей об антирелигиозных выставках, лекциях, новинках литературы. Более того, рассказы М. Зощенко и Д. Бедного, стихи, несколько карикатур, рассказ о нравах религиозных фанатиков. Есть статьи, написанные талантливыми педагогами, об антирелигиозной работе с детьми. Также встречается четыре статьи в адрес Церквей Запада. На страницах газеты отражена антирелигиозная борьба административными средствами: статьи, посвященные выселению священников из квартир как лишенцев, о случаях наличия священников в колхозах и на заводах. Более того, две статьи посвящены злоключениям священника Казанской церкви Ямской слободы Флоринского, не имеющего возможности уплатить непомерные налоги. В итоге, поражает напряженность антирелигиозной борьбы – 139 статей и рубрик за год, в течение 87 дней; поражает разнообразие форм борьбы; не вызывает сомнение неискусственный характер борьбы, в которую были вовлечены все слои населения.
С июня 1931 г. начинается резкий спад количества антирелигиозных статей: за вторую половину 1931 г. было всего 27 статей в 20 выпусках. Крайне беден спектр антирелигиозных тем: 14 статей – о недостатках работы ячеек СВБ ("Союз воинственных безбожников") и о достижениях, 3 статьи – об отмечании религиозных праздников, 1 просветительская статья, 2 статьи – о сносе Ильинской церкви во Владимире, 2 – о книжных новинках по антирелигиозной тематике и т.д. Любопытны на этом фоне 4 статьи о сборе средств на подводную лодку "Воинствующий Безбожник".
В 1932 г. антирелигиозные статьи в "Призыве" сходят на нет – за год всего 16 статей, среди них шесть статей - о случаях отмечания религиозных праздников, одна статья – о недостатках работы ячеек СВБ, четыре статьи – о классово-чуждой деятельности попов. На этом фоне очень забавно выглядят: две статьи – о сборе средств на подводную лодку "Воинствующий Безбожник", одна статья – о введении единого нагрудного значка "Воинствующий Безбожник" и одна статья про Владимир с красноречивым названием "От города попов и дворян – к индустриальному центру". Примечательно, что нет даже традиционных статей о религиозных праздниках.
Проясняет ситуацию речь И. В. Сталина об успешном выполнении первой пятилетки в 4 года, опубликованная в "Призыве" 12 января 1933 г., которая подтверждает предположение о всеобщей уверенности, что с религией покончено навсегда. И хотя тов. Сталин предупреждает о возможности тайной контрреволюционной деятельности попов, в 1933 г. на страницах "Призыва" отношение к антирелигиозной работе почти не меняется, правда, находится она где-то на уровне второй половины 1931 г., а не 1932 г. Спектр тем следующий: общепрограммные установки о необходимости вести антирелигиозную работу, сообщения о городских антирелигиозных лекциях и выставках, о трудовых успехах в дни религиозных праздников, но и о прогулах в эти же дни, о классово-чуждой деятельности членов семей врагов народа - попов.
В октябре-ноябре 1933 г. было опубликовано пять статей, сравнивающих пропитанное религиозным духом прошлое и светлое настоящее. Наибольший интерес представляет статья М. Дусеева 14 апреля о религиозной ситуации в крае, ибо последняя была далеко не идеальная: отмечались признаки ухода Церкви в подполье, появление т.н. "попов-передвижек", усиление деятельности сектантов.
1934 г. – на религиозном фронте без перемен. Тематика статей та же: о необходимости вести антирелигиозную работу, о деятельности ячеек СВБ, об отмечании религиозных праздников. Учитывая, что всего статей за год – 18, заставляет задуматься то, что четыре статьи посвящены борьбе административными средствами с классовыми врагами, названия статей очень яркие: "Дьячиха под крылышком Нестерковского сельсовета", "Очистить медтехникум от классово-чуждых элементов", "Чужим нет места в РККА" и пресловутое "У чужих людей – лучшие квартиры".
В 1935 г. тематика статей остается примерно такой же: работа безбожников, трудовые достижения и прогулы в дни религиозных праздников, статьи просветительского характера, статьи, посвященные сравнению темного религиозного прошлого и светлого настоящего. Тематика антирелигиозных статей 1936 г. примерно та же.
1937 г. начался со Всесоюзной переписи населения. В "Призыве" описывается ее вселяющее надежды о полном искоренении религии начало. Но этим надеждам, как сейчас всем известно, не было суждено сбыться – религиозность населения СССР была очень высока, из-за чего данные о переписи были засекречены. Но перепись в корне изменила отношение к антирелигиозной борьбе, что и отразилось на страницах "Призыва". В несколько раз увеличилось количество антирелигиозных статей – 62 за 59 дней. Сходят на нет статьи об отмечаниях религиозных праздников (было всего одно исключение); зато на первый план выходят статьи просветительского характера – 11, статьи о темном религиозном прошлом – 14; статьи об успехах ячеек СВБ и недоработках, 6 статей – об антирелигиозных выставках, новинках литературы и (!) антирелигиозных консультациях, отрывки из художественной литературы, статьи – о контрреволюционной деятельности духовенства (причем две из них очень развернутые) и, наконец, то, чего еще раньше не было – цикл антирелигиозных статей-лекций по астрономии и смежным наукам - 11 статей.
1938 г., как это ни странно, характеризуется резким спадом антирелигиозной борьбы. За год было опубликовано всего 29 статей, из них две трети имели просветительский характер либо были посвящены городским антирелигиозным выставкам, лекциям, консультациям и книжным новинкам.
В 1939 г. количество статей увеличилось до 44. Тематика их была следующей: 9 статей просветительского характера, 10 – об успехах ячеек СВБ и 11 об их недоработках, 9 – о городских антирелигиозных лекциях и 5 – о темном религиозном прошлом.
В 1940 г. количество статей антирелигиозной тематики увеличилось до 57. Вероятно, это было связано с 15-летием СВБ и активизацией по этой причине его деятельности. Из этих статей: 19 – просветительского характера, 16 – об антирелигиозных лекциях, выставках и вечерах, 13 – о деятельности ячеек СВБ, по несколько статей о недоработках ячеек СВБ, о контрреволюционной деятельности попов и об отмечании религиозных праздников и 4 статьи – о темном религиозном прошлом.
Таким образом, период с 1937 по 1940 г. являлся последним этапом в анализируемом 11-летнем отрезке времени. Для этого периода характерно усиление антирелигиозной борьбы, но она носит узкий, элитарный характер – развитие получают лишь определенные направления, источником антирелигиозных настроений выступают уже не широкие народные массы, а почти исключительно ячейки СВБ.
На основании всего вышесказанного можно утверждать, что период с 1930 по 1940 г. делится на 4 неравномерных периода [3].
1-й период – до начала марта 1930 г. Его отличительные черты – поверхностность и формальность борьбы, которая выражалась, как правило, количеством снесенных и закрытых церквей и часовен, переплавкой колоколов, сожжениями икон; при этом уходили на задний план другие формы борьбы. В то же время подобная простота целей и средств борьбы обеспечивала ее массовость.
2-й период длится с апреля 1930 г. по май 1931 г. Начало периода связано со статьей И. Сталина «Головокружение от успехов». Это был апогей именно народной борьбы с религией, поражает разнообразие форм и направлений борьбы, в антирелигиозной борьбе нет формализованности.
3-й период длится с июня 1931 по 1936 г. Это период сведения на нет народной борьбы с религией.
4-й период охватывает 1937 – 1940 гг. Это период усиления антирелигиозной борьбы. Но т.к. он был вызван причинами, которые от народа скрывались, то широкие народные массы практически не участвовали в данном процессе.
Данные, естественно, необходимо проверить на каком-либо другом местном печатном издании тех лет. Сделаем это на примере газеты «Киржачский ударник», начавшей выходить в 1933 г.
1933 г. – статья про Пасху и один случай отмечания религиозного праздника.
1934 г. – статья про клубный хор, ставший церковным и один случай отмечания религиозного праздника.
1935 г. – статья о необходимости вести антирелигиозную работу, о коммунистическом отношении к религии, две статьи о трудовых подвигах в дни религиозных праздников. Кроме того, все три года выходила статья, в разных вариациях, о классовом составе советского общества, где упоминалось и о попах: "жалкие остатки разбитых классов".
1936 г. – статья про Пасху, три статьи об отмечании религиозных праздников и одна карикатура, где среди высмеиваемых есть Папа Римский.
Итого: на протяжении четырех лет в "Киржачском ударнике" выходило по 2–4 антирелигиозные статьи, т.е. почти полное отсутствие антирелигиозной борьбы.
1937 г. – десятикратное увеличение количества антирелигиозных статей: одиннадцать научных лекций (из "Призыва"), пять статей о темном дореволюционном прошлом, пять писем с отречением от Бога, кроме того, освещение деятельности безбожников, статьи о Пасхе и Рождестве, о необходимости антирелигиозной пропаганды, о проведении мероприятий, о контрреволюционности духовенства, даже антирелигиозные частушки – итого 36 статей.
Но уже в 1938 г. происходит более чем резкий спад – всего 8 статей, с традиционным, можно даже сказать, формальным набором тем: о Пасхе и Рождестве, о деятельности безбожников, о необходимости вести антирелигиозную работу и т.д. В 1939 г. наблюдается увеличение количества статей, но набор тем тот же: 10 статей о недостатках работы безбожников и призывы к усилению антирелигиозной работы; 9 статей – лекции о религии, науке и т.д. и 6 статей – отчеты об отдельных успехах безбожников (проведенных лекциях, выставках).
Анализ газеты "Киржачский ударник" подтверждает правильность выделения периодов.
Примечания.
1. Термин "край" используется не в значении административно-территориальной единицы (ср. совр. Приморский к., Краснодарский к. и т.д.), а как обозначение территории современной Владимирской области, применительно к 30 гг. ХХ в., когда данная территория входила в состав Московской, Горьковской (Нижегородской) и Ивановской Промышленной области.
2. "Призыв" от 17 и 20 февраля 1930
3. Периоды выделяются применительно только к общенародной антирелигиозной борьбе; периодизация не распространяется на деятельность спецслужб.
Источники:
"Призыв", 1930-1940 гг., №№ 3022-6025.
"Киржачский ударник", 1933-1940 гг.
Иллюстрации взяты из интернет-ресурсов.