ПУБЛИКАЦИИ


По материалам XIX Международных Рождественских чтениях 2011 г.
Прославление и почитание святых.


Вопросы прославления и почитания святых находились в центре внимания IV направления Чтений «Пути Промысла Божия и святоотеческое наследие». В рамках направления работало четыре конференции: «Прославление и почитание святых», «Наследие святых отцов в жизни семьи, общества и государства», «Агиология в церковной практике, науке, искусствен, образовании. Святые и подвижники благочестия XX века», «Плоды добрые: практика использования святоотеческого наследия в воспитании детей и юношества».

Конференцию «Почитание и прославление святых» возглавил митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий, Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых. Перед началом заседания митрополит Ювеналий зачитал Заявление Святейшего Патриарха Кирилла в связи с терактом в Домодедово, после чего возглавил молебен о упокоении жертв этого преступления.

Всем участникам этого заседания была роздана брошюры с полными текстами докладов («Прославление и почитание святых». Материалы конференции. М., 25 января 2011 года). Эта книга будет храниться в архиве комиссии по канонизации Владимирской епархии, поэтому отметим лишь наиболее значимые и актуальные моменты выступлений.

Владыка Ювеналий своем вступительном слове коснулся изменений во взглядах на канонизацию в церковной и околоцерковной среде: восприятие канонизации как явления обыденного, стремление прославить человека (военачальника, государственного деятеля, хирурга, поэта) за его историческую значимость, поспешность и опрометчивость решений. «Прославление в лике святых – это свидетельство того, что христианин не только сохранил православную веру, подвизался не только благочестиво, но и неуклонно и ревностно шествовал путем исполнения евангельских заповедей. Труд по выявлению и изучению подвигов христианского благочестия не происходит поспешно и опрометчиво, а занимает много времени и требует всестороннего изучения и осмысления. Поэтому и канонизация есть не рядовое событие, а истинный праздник для чад Церкви», - подчеркнул митрополит Коломенский и Крутицкий.

Профессор Санкт-Петербургской духовной академии, архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) в докладе «Библейский взгляд на святость Бога и святость людей» рассмотрел такие темы, как «Святость в ветхом Завете», « Святость Бога», «Святость Имени Божия», «Святость исходит от Бога», «Святость людей и предметов», «Проблема ветхозаветной святости», «Святость в Новом Завете», «Проблема новозаветной святости» и другие. В частности, он говорил, что «Священное Писание Нового Завета называет людей святыми не за их высокие нравственные добродетели, не потому, что они уже были чистыми, но потому, что они отделены от Бога и призваны к чистоте».

Протоиерей Олег Митров и игумен Дамаскин (Орловский) остановились на различных аспектах церковно-государственных отношений, используя примеры из житий священномученика Арсения (Мацеевича) и священномученика Гермогена (Долганева). Эти примеры хорошо показывают, к чему приводит безграничное усиление светской власти над Церковью. В докладе трех авторов – священника Александра Щелкачева, священника Александра Мазырина, к.и.н. Б. А. Филиппова – «Церковно-государственные отношения в период коллективизации» коллективизация рассматривалась не только как «год великого перелома», но и как «новая волна гонений на Церковь».

Протоиерей Владислав Цыпин, профессор МДА, в докладе «Канонизация «непоминающих»» охарактеризовал историю этого «правого» разделения в истории Русской Православной церкви, восходящего к событиям 1927-1928 гг. Отец Владислав говорил, что «в действиях «правых» оппозиционеров, обыкновенно называемых «непоминающими», в отличие от обновленцев или самосвятов, нельзя обнаружить злонамеренных, исключительно личных, предательских мотивов, Как правило, их действия обусловлены были по-своему понимаемой заботой о благе Церкви».

Монах Платон (Рожков), насельник Свято-Введенской Оптиной пустыни рассказал об истории обители в советское время – ее закрытии и последовавших репрессиях. Монах Платон рассказал и о случаях мифотворчества вокруг Оптиной пустыни в период восстановления Церкви, когда «не имея под рукой материалов репрессивных органов или не доверяя им, зачастую талантливые, но духовно дезориентированные писатели пытаются утолить нравственный голод народа или угодить ему таким образом».

Докладчик остановился и на имеющей широкое хождение в церковной среде книге «Отец Арсений», герой которой будто бы является пострижеником Оптиной пустыни. На самом же деле документы показали, что это «только собирательный художественный образ, прототипом которого, по некоторым сведениям, послужил иеромонах Зосимовой пустыни Ефросин (Данилов). Монах Платон завершил свое выступление словами: «Все вышесказанное служит дополнительным опровержением мнения некоторых исследователей о том, что народное почитание само по себе является исключительным и приоритетным критерием в канонизации подвижников. Наш опыт убеждает нас в том, что невозможно раскрыть личность, игнорируя материалы архивно-следственных дел. Лишь совокупность всех сведений о человеке может приблизить нас к раскрытию его нравственного портрета, к пониманию религиозной позиции подвижника в условиях гонений, перед лицом страдания или смерти».

Конференцию «Агиология в церковной практике, науке, искусстве. Святые и подвижники благочестия XX века» возглавил архиепископ Костромской и Галичский Алексий. В своем выступлении «Смысл истины Христовой о новомучениках» он сказал: «Подвиг исповедников состоит не только в принятии мучений, но и в открытом несении своей веры. В осуществлении этого подвига были свои сложности: христиан обвиняли в антигосударственной деятельности, пособничестве другим государствам, сфабриковывались дела. Механизм подобной работы состоял в том, что христиане были гонимы не за то, что они христиане, а за то, что они предали государство. В этом и заключался наибольший обман. Мученики становились предателями государства, предателями родины, которая тогда ассоциировалась с духовными основами тогдашнего государства».

Епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил рассказал о святителе Иоанне Шанхайском, его просветительской деятельности, нравственно-богословском влиянии на Зарубежную церковь. Епископ Михаил познакомился со святителем Иоанном в возрасте семи лет: «Он провел первую мою сознательную исповедь. Это было необыкновенно. Он объяснил мне, что Господь любит всех, когда мы грешим, тогда отказываемся от его любви».

Иноземцева Зинаида Петровна, к.и.н, ст. научный сотрудник ВНИИДАД, заместитель главного редактора журнала «Вестник архивиста» в докладе «Жития новомучеников как исторический источник изучения истории России XX столетия» говорила, что «целью современных российских образовательных программ является фальсификация истории России. Необходимо исследовать первоисточники, которые гарантируют достоверность исторического факта. Но, к сожалению, большинство наших граждан желают лжи, им не нужны достоверные факты. Таким достоверным историческим фактом может быть житие новомучеников и исповедников Российских. Только так, через судьбы людей можно постичь духовный опыт. Их жития – духовный смысл истории России XX века. Многих людей увольняли из-за их религиозных убеждений, крестьяне были объявлены эксплуататорами и в 1918 г. были вычеркнуты из конституции, приравнены к лишенцам. Жития содержат информацию о карательной системе, сфабрикованных обвинениях, опыте антирелигиозного государства. Высота духа нашего народа проявилась в житиях. Это «живое дыхание нашей истории»».

Мордашев Анатолий Викторович, руководитель экскурсионно-паломнической службы храма Новомучеников и исповедников Российский в Бутове, научный сотрудник мемориального научно-просветительского центра «Бутово» высказался на тему: «О составлении справочника места служения Бутовских священномучеников». Он отметил, что 329 человек из похороненных в Бутово причислено к лику святых. Это первое в истории РПЦ церкви место, где находятся храмы, мемориальный комплекс, где ведется научно-просветительская работа и миссионерская деятельность. Мемориальный центр оказывает помощь родственникам погибших, предоставляет необходимую информацию о них. Действует сайт «И ныне и присно», выходит журнал, снято несколько фильмов, работает экскурсионная служба (с 2007 г.). Сегодня целью является создание справочника по приходам, местам служения расстрелянных здесь священников. Справочник будет состоять из трех глав: московские храмы, подмосковные и храмы смежных с ними епархий, храмы других епархий. Каждая часть будет снабжена отдельной картой. В 2011 г. выйдет 1 часть и с февраля можно будет познакомиться с новыми материалами на сайте «И ныне, и присно».

На конференции прозвучали также следующие доклады:

- протоиерей Николай Чернышов, исполняющий обязанности настоятеля храма святителя Николая в Кленниках, доцент кафедры иконописи в ПСТГУ «Иконописица, подвижница благочестия Мария Николаевна Соколова (монахиня Иулиания)»;

- Сорочинский Владимир Владимирович, протоиерей, клирик храма св. великомученика Георгия Победоносца, г. Георгиевск, Ставропольский край «Жизнь священноисповедника Сергия Архангельского как духовно-нравственный ориентир для подрастающего поколения»;

- Балашова Елена Григорьевна, редактор сайта Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, сотрудник историко-архивной службы Высоко-Петровского монастыря г. Москвы «НКВД, католики и выбор веры архиепископа Сергиевского Варфоломея (Ремова)»;

- Абраменкова Вера Васильевна, д.псих.н., зав. лабораторией ИППД Российской академии образования, профессор Московского городского психолого-педагогического университета «Дети – подвижники благочестия XX века»;

- Коренева Юлия Викторовна, доцент, к.филол.н. Московского государственного областного университета «Понятие духовного дара в житиях и наставлениях преподобных старцев XX века (лексико-семантический аспект)»;

- Васечко Юлия Сергеевна, преподаватель православной гимназии «Жизнь христианской семьи на примере подвижников России XX века»;

- Чесноков Зиновий, студент МДА «Святитель Зиновий (в схиме Серафим Мажера) и образование молодежи»;

- Куликова Людмила Владимировна, исследователь-краевед, архивист, г. Ульяновск «Св. преподобноисповедник Гавриил, архимандрит Мелекесский».


Светлана Мартьянова, Мария Федотова.