ПУБЛИКАЦИИ


Ершов Андрей Леонидович
Противообновленческие судебные процессы 1937-1938 гг.


6 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР, т.н. «сталинская». Статья 135 гарантировала всеобщее избирательное право, как активное, так и пассивное; этим новая Конституция отличалась от прежней. Советские граждане имели возможность заранее ознакомиться с текстом Конституции, так, например, она была размещена в 132 номере (14 июня) владимирской газеты «Призыв» [1], и даже предложить свои поправки. Воспользовавшись этим предложением, 21 сентября некто Завазальский высказал предложение ввести ответственность за религиозную агитацию и «понуждение к богомольству» [2].

Данное предложение, с одной стороны, действительно в немалой степени отражало тогдашнюю ситуацию в стране, с другой, указывало на необходимость определенных точек опоры для людей того времени, особенно с должностями, которых неустанно призывали к борьбе с религией, но карали за «перегибы» в этой борьбе. 3 июля некто Зяблов посчитал неуместным давать духовенству право голоса, т.к. все равны только при условии трудовой деятельности, а попы не трудятся [3]. Предлагались поправки и по другим вопросам.

Наконец, 27 ноября в «Призыве» была опубликована речь И.В. Сталина «Поправки и дополнения к проекту Конституции». В ней он говорил, что запретить отправление религиозных обрядов нельзя, что служителям культа уже можно предоставить избирательные права, причем не только право избирать, как предлагали некоторые, но и быть избранным, т.к. сейчас не все (именно так было сказано! - Авт.) представители духовенства относятся враждебно к Советской власти. При этом именно в абзаце, где шла речь про священников, он «объяснил»: «Если же наша агитационная работа будет идти по-большевистски, то народ не пропустит враждебных людей в свои верховные органы. Значит, надо работать, а не хныкать, надо работать, а не дожидаться того, что все будет предоставлено в готовом виде в порядке административных распоряжений» [4].

После подобного разъяснения определенные органы стали «работать» в этом направлении. Так, 9 декабря 1937 г. в «Призыве» была статья А. Юрина «Церковники и сектанты на службе фашизма», в которой упоминался некий епископ Н. со товарищи, ведший контрреволюционную деятельность во время выборов [5]. 26 июля на собрании Судогодского РО НКВД по вопросу закрытия Екатерининского собора в г. Судогде приводились многочисленные примеры контрреволюционной деятельности духовенства и церковников, например, что в Андреевском сельсовете попы и церковники ведут подготовку к выборам в Советы, выступая с проповедями. На фабрике им. 1 Мая важность закрытия храма связали с остротой политического момента: попы проводят вербовку среди масс в связи с выборами в Советы [6].

В связи с принятием Конституции СССР в 1936 г. у духовенства и верующих действительно появилась надежда на прекращение прежней политики властей, направленной на попирание прав и религиозных свобод верующих, в том числе на возвращение отобранных и закрытых ранее молитвенных зданий. Духовенство всерьез собиралось использовать и другие права, впервые предоставленные им Сталинской Конституцией.

На декабрь 1937 года Советское правительство объявило выборы в Верховный Совет СССР, на 1938-1939 годы — в республиканские и местные Советы, и духовенство кое-где намеревалось баллотироваться в депутаты. В Горьковской, Ленинградской, Ярославской, Сталинградской, Кировской областях, в Чувашии, Татарии, Дагестане кандидатуры священнослужителей были выдвинуты в депутаты Совета.

Опасность проникновения «поповских элементов» в Советы побудила руководство ЦС СВБ направить в партийные организации директиву немедленно усилить антирелигиозную работу в массах. В результате в большинстве мест обрушились репрессии на духовенство, секты, опять стали административным путем в массовом порядке закрываться Церкви и молитвенные дома. Духовенство не было избрано в Советы, но это была «заслуга» НКВД, арестовавших всех потенциальных кандидатов накануне их выдвижения.

В Ивановской области в 1937 году была «выявлена контрреволюционная группа» обновленческих епископов, которую возглавлял обновленческий архиепископ Ивановской митрополии Александр Адвентов. В группу входили епископ Серафим Андриевский, епископ Палладий Селецкий, епископ Николай Потехов, архиепископ Николай Автономов, архиепископ Софроний Яскевич, всего 17 человек. Епископы эти имели в своем административном руководстве достаточно незначительные территории. Многие из них просто исполняли служение приходских священников или благочинных. Деятельность группы, якобы «выражалась в подготовке обновленческого духовенства и верующих к предстоящим выборам в Советы по новой Конституции, которую участники группы имеют в виду использовать в контрреволюционных целях, в частности, предполагают выдвинуть своих кандидатов в низовой советский аппарат для защиты интересов религии и Церкви. На группе обсуждался вопрос о необходимости укрепления приходских советов надежными кадрами с тем, чтобы они (приходские советы) в предстоящих выборах могли оказать нужное влияние на верующих в интересах церкви».

В деле НКВД говорится также о попытке создания на территории Советского Союза, так называемой «автокефальной» церковной организации, которая имела бы непосредственную связь с заграницей через восточных патриархов. Влившись филиалом в иностранную церковь «антисоветские элементы» имели бы сильную защиту и покровительство заграничных церковных организаций. По этому делу был расстрелян архиепископ Александр Адвентов [7], с сентября 1935 по апрель 1936 г. бывший архиепископом Владимирским.

Софоний Яскевич, на момент ареста архиепископ Свердловский и Уральский, причастным к процессу оказался, вероятно, из-за того, что долгое время был связан с нашим краем: с 1930 по июнь 1931 и с августа 1934 по сентябрь 1935 г. он епископ Орехово-Зуевский, в 1935 г. - архиепископ Александровский, в 1936 - Владимирский; в другие годы являлся епископом Рязанским, потом Ростовским, архиепископом Костромским, потом Ярославским. 11 февраля 1938 г. арестован. 26 февраля 1938 г. постановлением Тройки УНКВД по Свердловской области приговорен к высшей мере. Расстрелян 7 марта 1938 г. в г. Свердловске. Епископ Палладий (Селецкий) с 22 апреля 1937 г. был настоятелем Вознесенской церкви с. Смолина Ковровского района Владимирской епархии и до 17 ноября 1937 года, когда, видимо, был арестован. Дальнейших сведений о нем не имеется [8]. Епископ Серафим Андриевский и архиепископ Николай Автономов были представлены как фигуранты по следующему процессу.

В январе 1938 года в г. Иваново было возбуждено дело против нелегальной контрреволюционной организации церковников, так называемой «Автокефальной черной церкви». Организация эта якобы была создана обновленческим духовенством и ставила перед собой следующие задачи:
1. Создать массовую антисоветскую организацию церковников, для чего добиваться объединения всех церковных группировок.
2. Систематически и организованно вести борьбу с мероприятиями Советской власти, добиваясь сохранения Церкви в СССР.
3. Развертывание активной контрреволюционной агитации с тем, чтобы создать враждебное отношение к существующему строю и тем самым обострить внутреннее положение во время интервенции.
4. Насаждение тайного монашества, как наиболее враждебного и контрреволюционно устойчивого кадра организации.
5. Вредительство в колхозах.

К отягчающим обстоятельствам НКВД относило то, что вся эта деятельность проводилась под прикрытием обновленчества и показаний лояльности Советскому Правительству.

В состав «контрреволюционной организации» «Автокефальная черная церковь» якобы входили следующие лица: архиепископ Евстафий, митрополит Тихон Попов, митрополит Пимен, митрополит Петр, епископ Арсений Белевский, протоиерей Михаил Тархов, митрополит Александр Введенский, митрополит Николай Автономов, митрополит Александр Смоленский, епископ Владимир, епископ Серафим Андриевский, епископ Андрей и другие.

Контрреволюционные группы были якобы созданы в Московской области - несколько групп (г. Москва) осуществляет руководство, «центр» организации; в г. Можайске — 1 группа, руководит иеромонах Парфений; в г. Орехово-Зуево — 1 группа, руководит священник Леонид Фаустов; в Ивановской области несколько групп: во Владимире — 1 группа, руководитель заштатный священник Петр Щукин; в г. Александрове — 1 группа, руководитель - заштатный протоиерей Михаил Тархов; в Калужской области — одна группа с центром в г. Калуга, руководитель — епископ Андрей; в Новосибирске возглавляет митрополит Александр Введенский; в Брянской области — 1 группа с центром в г. Брянске, руководитель епископ Владимир.

По этому делу были расстреляны: епископ Серафим (Андриевский), протоиерей Михаил Тархов, протоиерей Александр Никитин, священник Петр Щукин [9].

А. П. Введенский с марта 1935 г. был митрополитом Западно-Сибирским, но до этого с октября 1929 г. являлся архиепископом Александровским Ивановской митрополии, т.е. тоже связан с нашим краем. Арестован 30 сентября 1937 г. в г. Новосибирске. 4 ноября 1937 г. тройкой УНКВД приговорен к расстрелу по обвинению в «участии в церковно-монархической организации» (ст. 58-2-11 УК РСФСР). Расстрелян 5 ноября 1937 г.

Т.Дм. Попов, митрополит Московский и Тульский (с 1937 г.), на рубеже 20-30-х гг. был епископом Орехово-Зуевским. Арестован, вероятно, в конце июня 1938 г. В 1944 году принес покаяние и принят в общение с Московской Патриархией в сане протоиерея (назначен ректором Московского богословского института, а в дальнейшем - профессор Московской духовной академии). Следует полагать, что с 1938 по 1943...44 г. находился в заключении.

Управляющий Ивановской митрополией Н. П. Автономов с 22 апреля 1936 г. был епископом Александровским, с 5 декабря 1936 г. до 30 декабря 1937 г. - архиепископом Александровским. С 3 декабря 1938 г. освобожден от управления Ивановской митрополией и уволен за штат, видимо, из-за ареста. Во время Великой Отечественной войны, находился на оккупированной территории в областях Западной Украины, в конце войны эвакуировался в Германию, позднее перешел в католицизм. Известно, что по доносу Автономова арестован Александр Боярский, митрополит Ивановский и Кинешемский (последний арестован 17 марта 1936, постановлением ОСО НКВД от 15 июля 1936 г. приговорен к пяти годам заключения, наказание отбывал в Суздальской тюрьме, расстрелян 9 сентября 1937 г. в тюрьме в Иваново) [10].

Примечательно, что в 1937 г. гонениям со стороны государственной власти подверглись уже и обновленцы. Видимо, к этому времени власть перестала надеяться на то, что с помощью обновленчества сможет ослабить мощь Русской православной церкви, поэтому и боролась с ним, как с любой другой конфессией.

Источники:
1. Призыв. - Владимир, 1936, № 132 (14 июня).
2. Завазальский. Мое предложение // Призыв. - Владимир, 1936, № 215 (21 сентября).
3. Зяблов. Попам - не давать права голоса // Призыв. - Владимир, 1936, № 148 (3 июля).
4. Сталин И. Поправки и дополнения к проекту Конституции //Призыв. - Владимир, 1936, № 269 (27 декабря)
5. Юрин А. Церковники и сектанты на службе фашизма // Призыв. - Владимир, 1937, № 282 (9 декабря)
6. ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 761. Лл. 91, 1.
7. Федотов А.А. Ивановская, Владимирская и Костромская епархии Русской православной церкви в 1917-1990-е годы // Федотов А.А. Из истории Русской Православной Церкви в ХХ веке. - Иваново, 2002. Сс. 119-120.
8. http://www.ortho-rus.ru
9. Федотов А.А. ..., с. 121.
10. http://www.ortho-rus.ru