ПУБЛИКАЦИИ
Иеромонах Варфоломей (Минин)
Владимирская епархия в годину гонений
Местом жесточайших преследований верующих стала древняя земля Владимирской епархии, обагренная кровью новомучеников и исповедников Российских.
20 января (2 февраля) 1918 года Советом Народных Комиссаров был принят Декрет "Об отделении церкви от государства и государства и школы от церкви", основополагающий документ определивший политику атеистического государства в отношении верующих. Декрет состоял из 10 пунктов. В 9 пункте вводился "запрет права собственности у церковных и религиозных обществ".
Ленинский декрет 1918 года стал юридическим обоснованием религиозных репрессий и гонений на религию и верующих. Местом жесточайших преследований верующих стала древняя земля Владимирской епархии, обагренная кровью новомучеников и исповедников Российских.
Современные историки путем статистического анализа воссоздают масштабы гонений и религиозных репрессий. В конце 19 века к сословию духовенства относилось 630000 человек. По разнообразным оценкам, пострадало несколько сот тысяч человек (от 500000 до миллиона), практически все священники и монахи, которые служили в церквях и монастырях России в канун революции, и посвященные в 1917-1950-ые годы. Кроме епископов, священников и монахов пострадали старосты, регенты, псаломщики и многие миряне.
Ни на один год большевистские власти не оставляют Церковь своим жестоким вниманием. В 1918 году на Всероссийском Поместном Соборе 1917-1918 гг. в Определении "О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь" было установлено в последнее воскресенье января совершать поминовение "всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников". 25 января 1918 года в Киеве был убит гонителями Церкви митрополит Киевский Владимир (Богоявленский), ставший первой жертвой кровавых гонений на веру в ХХ в. В этот день празднуется память как прославленных поименно новомучеников и исповедников Российских (а их сейчас 1538), так и миру неявленных, но ведомых Богу.
Владимирский край согласно первой Всероссийской переписи 1897 года в своей основе был представлен православным русским населением. По переписи во Владимирской губернии в 1897 г. Православие (вместе с единоверчеством) исповедывало подавляющее большинство населения — 94%. Православное христианство является на продолжении более тысячи лет религией, которую исповедуют подавляющее большинство населения Владимирского края. Именно Православие стало главной целью богоборческой кампании в СССР, не стихающем никогда за все 70 лет существования этого атеистического государства.
В 1900 году во Владимирской епархии числилось церквей – 1449, в том числе каменных - 1398 и деревянных – 51. В епархии находилось 18 мужских и 11 женских монастырей. Имелись 3 женских общины монашествующих. В штате епархии состояло 2495 лиц служащего духовенств, включая 67 протоиереев, 1173 священников, 418 дьяконов и 1137 псаломщиков. Заштатного белого духовенства было 9 протоиереев, 70 священников, 71 дьякон и 116; псаломщиков. В общем числе монашествующих 2154 человек числилось 197 монахов, 312 послушников, 346 монахинь и 1211 послушниц.
Границы Владимирской епархии в 1917 г. совпадали с административно-территориальными границами Владимирской губернии. В 1921-1922 гг. часть территории Владимирской губернии перешли в ведение Московской и Нижегородской губерний. В течении 20-х гг.ХХ века Владимирская губерния постоянно уменьшалась в своих размерах, уступая свои уезды и волости близлежащим губерниям.
14 января 1929 года была учреждена Ивановская промышленная область. В ее состав вошли Иваново-Вознесенская, Владимирская и Костромская губернии. В связи со сложностью церковно-государственных отношений в указанный период и экстремальными условиями деятельности церковного управления Церковь руководствуется каноническими установлениями. Это касается учреждения Ивановской епархии из состава Владимирской, а также вопросов церковного управления.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. происходит изменение внутренней политики советского государства, вынужденного считаться с религиозным фактором. Это отражается в восстановлении в качестве административных центров древних русских городов, таких как Великий Новгород, Владимир и другие. 14 августа 1944 г. указом Президиума Верховного Совета СССР создается Владимирская область. В настоящих границах, совпадающих с границами Владимирской области, Владимирская епархия существует с момента последнего административно-территориального преобразования 1944 г.
Церковное управление Владимирской епархии преемственно осуществлялось в 1917-1939 гг. управляющими Владимирской епархией.
В 1920 г. было закрыто Епархиальное управление Владимирской епархии. Печатный орган «обновленческого» движения «Живая Церковь» 16 июня 1922 года печатает обращение трех авторитетных Архиереев - Управляющего Владимирской епархией архиепископа Сергия (Страгородского), Нижегородского Евдокима и Костромского Серафима, признающего каноничность «обновленческого» ВЦУ и призывающего подчиниться ему.
В 1923 г. на Епархиальном съезде возобладало «обновленческое» направление, поддерживаемое репрессивными органами Советского государства.
В 1922-1936 гг. на территории Владимирской епархии существовала обновленческая «Владимирская епархия».
Кроме этого в 1925-1926 гг. на территории Владимирской епархии действовал так называемый «григорьевский» раскол и была создана «григорьевская» «Владимирская епархия» в лице ее управляющего Дамиана (Воскресенского) в 1925-1926 гг.
Положение во Владимирской епархии ее монастырей и приходов было связано с непрекращающимся насилием над верующим народом со стороны властных структур и ее репрессивных органов.
Приходы Владимирской епархии испытывали особое давление со стороны новой власти. Характеризуя положение во Владимирской епархии, Архиепископ Сергий в своем выступлении на Соборе 16.02.1918 г., отмечал, что « ...в условиях революционного хаоса во многих местах народ, опасаясь что "...в условиях революционного хаоса во многих местах народ, опасаясь репрессий, отхлынул из церковных советов. Многие церкви оказались фактически никем не опекаемыми и не оберегаемыми. Это дает возможность фактически и основание новым властителям отбирать храмы как бесхозные, раз народ церковный их не защищает".
23 января 1918г. Владимирский губернский исполнительный комитет (Владгубисполком) получает за подписью Лациса определение НКВД о необходимости принять все имущество Церкви «под строжайший контроль». Главная святыня Владимирской земли - Успенский собор во Владимире был передан в ведение Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса). Учитывая настроение жителей края, советская власть в 1918г. разрешает в нем проведение богослужений.
Имущество храма и сами здания перестали принадлежать Церкви и верующему народу. Приходы должны были заключать соглашения с местной властью на право использования в богослужебных целях храмов и церковного имущества. 1 ноября 1920 г. подобное соглашение было заключено между властью и приходом Успенского кафедрального собора г. Владимира. В 1918-1919 гг. все храмы Владимирской епархии были переданы в ведение административных отделов гор-уиисполкомов или милиции.
В 1923 г. Владимирский губисполком издает распоряжение гор-уиисполкомам о необходимости обязательной регистрации религиозных обществ. В ноябре 1923г. во Владимире в ходе перерегистрации приходов было зарегистрирована Троицкая православная община («тихоновская») и в Троицком храме возобновилось богослужение. По данным за 1927 г. в списке священнослужителей Троицкой церкви значились- Сахаров А.Г. (Святитель Афанасий Ковровский), Жабинский Дамаскин Иосифович, Лебедев Александр Васильевич, Потапов Иосиф Афанасьевич.
В конце 20-х гг. ХХ в. под различными предлогами идет массовое закрытие приходов. Организуются ходатайства «трудящихся» о закрытии храмов и запрещении колокольного звона. В 1928-29 гг. в местной прессе постоянно публикуются резолюции собраний трудовых коллективов о закрытии храмов, сносе церквей или приспособлении их под жилье, столовые или клубы. Пионерский актив г. Владимира просит о передаче здания одной из церквей г.Владимира под центральный детский пионерский клуб. При этом часто власти вначале обвиняют церковные общины в несоблюдении условий аренды и небрежном отношении к вопросам сохранности зданий и имущества. Но после расторжения договора власти ставят вопрос о сносе здания храма как такового – «Произведенное обследование Георгиевской церкви (г. Владимира) вскрыло крайне невнимательное и небрежное отношение к церковному имуществу со стороны группы верующих, арендующих эту церковь Президиум горсовета, считая недопустимым такое отношение верующих к государственному имуществу, решил просить ГИК расторгнуть договор на аренду церкви. Кроме этого, горсовет поднял вопрос о сносе Георгиевской церкви, так как она расположена как раз посредине улицы и поэтому затрудняет движение и мешает развитию дальнейшего строительства». За лето 1928 г. во Владимирской губернии закрыто 20 церквей. Всего с 1918 по 1941 год во Владимирской епархии было закрыто 330 храмов.
Монастыри Владимирской епархии начинают закрываться в 1918-1920 гг. В 1920 г. было закрыто 28 монастырей. Данный процесс получил поддержку «обновленцев». 10 декабря 1922 г. губернская конференция группы «Живая церковь» приняла постановление о ликвидации всех монастырей Владимирской епархии и передаче всех монастырских построек гражданским властям. В 1923 г. начинается массовое закрытие монастырей. В их числе и Успенский женский монастырь в г. Владимире - "недавно ликвидирован в числе других один из женских монастырей гор. Владимира, Успенский монастырь. Все находящиеся там монашки удалены, а в кельи их размещены ответственные работники города. В монастырских помещениях размещены советские служащие с семействами, а внутри крепости есть школа 1-й ступени, есть детский дом Поволжья, а всего в этой крепости размещается более 300 человек".
Гонения на Церковь в 1918-1020 гг. новой власти явились первой попыткой открытого наступления на Церковь, духовенство и верующий народ.
Антирелигиозная политика гражданских властей вызывает желание верующего народа защитить Мать-Церковь. Одной из форм проявления религиозного чувства народа в 1918г. стало проведение крестных ходов. Власти применяли силу для прекращения этих народных изъявлений. Во Владимире крестный ход вызвал столкновения с красноармейцами.
В августе 1918 г. власти приняли решение об упразднении Владимирской духовной семинарии и Владимирского женского епархиального училища.
19.02.1922 г. Патриарх Тихон обратился к православной пастве с призывом оказать помощь жертвам голода. Но богоборческие власти желали использовать ситуацию прежде всего в своих интересах и 26.02.1918 г. издают декрет о принудительном изъятии из церковного имущества «всех драгоценных предметов из золота, серебра и камней». Таким образом, это постановление властей закрывает возможность добровольного участия в помощи голодающим со стороны Церкви и ставит священнослужителей заведомо в положение святотатцев, т.к. декрет не учитывал ни канонов Церкви, ни богослужебного использования церковных предметов.
В марте 1922 г. произошли столкновения в связи с насильственным изъятием церковных ценностей в г. Шуе. 06.03.1922 г. были опечатаны властями ризницы наиболее богатых церквей в Шуе. 8 марта было произведено изъятие ценностей из Ильинской, больничной и кладбищенской церквей города. Это вызвало народное волнение. В результате столкновений пять человек было убито, 15 человек - ранено. 22.03.1922 г. особая комиссия ВЦИК, под председательством П. Смидовича, приняла решение о правильности действий властей Шуи по изъятию ценностей и подавлению народного возмущения. Шуйское кровопролитие привлекло пристальное внимание В.И. Ленина (Ульянова), который в тайной записке указал на необходимость использовать этот инцидент с целью развертывания тотальных репрессий против духовенства и верующего народа. Исполнителем политического решения Москвы стало Ивановское ГПУ. Следователем по Шуйскому делу был назначен представитель ВЦИК Яковлев.
Начались массовые аресты. По окончанию следствия к суду были привлечено 19 человек. Решением суда троих из подследственных - священника Павла Светозарова, священника Иоанна Рождественского и мирянина Петра Языкова приговорили к расстрелу. 04.05.1918 г. судебное решение было одобрено на заседании Политбюро партии большевиков. В связи с изъятием церковных ценностей для голодающих Поволжья были арестованы в 1923 г. игумения Успенского монастыря в г. Александрове Тамара (Лихарева). Проповедь с церковного амвона укрепляла веру в народе, показывала несостоятельность нападений на Церковь со стороны безбожников.
В 20-е гг. ХХ века часто использовались такие формы антирелигиозной борьбы как диспуты. Активной религиозной деятельностью во Владимирской губернии занимался сподвижник Е. Ярославского (Губельмана) А. Лукачевский. Впрочем, симпатии владимирцев были не на стороне безбожников. Об этом факте свидетельствую газетные отчеты о диспутах - «Перед аудиторией оппонент [Лукачевского], представитель старой церкви, [священник] Устинов. Робкая вначале речь оппонента построена красив, несмотря на то, что она основана на возражениях оппоненту. Многовековая привычка победила, устроив хлопки представителю церкви».
Кампания по вскрытию мощей святых во Владимирской епархии начинается на основании постановления Народного комиссариата юстиции от 1 февраля 1919 г. Специальные комиссии должны были производить вскрытие мощей в присутствии духовенства и оформлять протоколы. Святейший Патриарх Тихон 17 февраля 1919 г. разослал указание управляющим епархиями об "устранении поводов к глумлению и соблазну в отношении святых мощей". Начало массовых кампаний по вскрытию мощей начинается с центров Православия - Владимирской и Тверской губерний.
В середине февраля течение десяти дней во Владимирской губернии были вскрыты мощи князей Андрея, Глеба и Георгия во Владимире, Петра и Февронии и Муроме, преподобных Евфимия и Ефросинии в Суздале и др. В феврале 1917 г., в связи с передачей здания Успенского Княгинина монастыря в г. Владимире под детский приют, специальная комиссия осмотрела монастырь и произвела вскрытие мощей св.мученика Авраамия Болгарского. В феврале 1917 г. комиссия вскрыла мощи святых князей Андрея Боголюбского, Глеба и Георгия, находящиеся в Успенском кафедральном соборе, и составила акты вскрытия и осмотра. В Успенском соборе г. Владимира было установлено дежурство при мощах священника и псаломщика. В числе первых дежурных были псаломщик А.А.Потапов и иеромонах Афанасий (Сахаров), который превратил эту попытку глумления в прославление Владимирских святых.
Впоследствие собор был передан музею, одной из функций которого стало проведение атеистической работы. В 1930 г. в Георгиевском приделе Успенского собора был создан «антирелигиозный отдел» Владимирского музея. В нем были помещены мощи князей Андрея Боголюбского, Глеба и Георгия, а также мученика Авраамия Болгарского.
В борьбе с Церковью атеистические власти прибегают к услугам так называемых «обновленцев».
7 марта 1923 г. состоялся I Владимирский «обновленческий» епархиальный съезд духовенства и мирян. Съезд постановил одобрить кампанию по вскрытию мощей и решил изъять мощи из мест их церковного хранения и почитания и передать для музейного использования в Успенском соборе. Кроме этого съезд постановил в первую очередь «закрыть храмы историко-археологического и художественного значения через местную власть и срочно передать их в ведение Главмузея, как памятники исторического прошлого». Во Владимирской епархии возникают общины «обновленцев» и происходит перезаключение договоров на пользование церковным имуществом и храмами. Раскольнические группировки повели ожесточенную борьбу против Церкви и ее институтов.
Благодаря позиции Святителя Афанасия Ковровского обновленческое движение во Владимирской епархии не приняло те масштабы, которые удовлетворяли бы Советскую власть. В сводках ОГПУ отмечается, что "обновленческое" движение во Владимирской епархии развивается слабо.
Уполномоченный «обновленческого» ВЦУ протоиерей Михаил Тихонровов был запрещен святителем Афанасием в служении. Протоиерей Михаил Тихонравов обратился с доносом в репрессивные органы Советской власти. В своем доносе в ОГПУ он писал:
«Работа группы ["Живая Церковь"] и идеи церковно-обновленческого движения встретили самое враждебное отношение со стороны епископа Афанасия. Он в своих проповедях на богослужениях всячески старался дискредитировать это движение, начатое группою "Живая Церковь" еп. Афанасий ...объявляет обновленческое движение церковным расколом, даже ересь, грозит отлучением от Церкви всем сочувствующим этому движению и открыто заявляет, что с членами группы нельзя иметь церковного общения, а сам он уже порвал с ними это общение... Верующие признают слова еп. Афанасия правдой; волнуются и под влиянием этого – проникаются недоверием и враждой к идем церк[овно]-обновленческого движения и к членам группы "Ж[ивая] Ц[ерковь]".
В г.Владимире центрами «старо-церковного» или «тихоновского» направления стали Троицкий, Пятницкий и Спасо-Преображенский храмы. После ареста в 1922 г. Владыки Афанасия "обновленцы" пишут доносы на протоиерея Алексия Владычина, игумению Олимпиаду (Медведеву) и иеромонаха Германа. Протоиерей Алексий Владычин отказался от предложения епископа Серафима (Руженцова) организовать обновленческую группу «Церковь Возрождения», выступал против обновленцев в проповедях. Он возил письма епископа Афанасия (Сахарова), чью заметку об отношении к ВЦУ хранил у себя, к митрополиту Сергию в Нижний Новгород и обратно.
7 октября 1922 г. "обновленческое" епархиальное управление освобождает протоиерея Алексия Владычина от должности благочинного и назначает на это место протоиерея Михаила Тихонравова, но протоиерей Алексий не подчинился данному решению и не сдал дел новому благочинному, пытался созвать Владимирское духовенство и церковных старост. Устав «Живой Церкви» он не подписал, считая, что устав должен быть рассмотрен на приходских собраниях каждой церкви г. Владимира, так как «хранителем чистоты веры и правила является православный народ, как тело Христовой Церкви».
10 июля 1923 года протоиерея Алексия арестовали по обвинению в разжигании контрреволюционных настроений среди верующих по ст. 69 УК РСФСР за контрреволюционную агитацию. В доносе уполномоченного обновленческого Высшего Церковного Управления (ВЦУ) во Владимире протоиерея Авророва говорилось, что протоиерей Алексий Владычин является «ярым ненавистником существующей соввласти, по убеждениям примыкающий к монархическому строю», что он «очень тонко проводит среди верующих разложение против существующего строя путем всяких бесед и т.п. выступлениями, каковые на революционной почве подтасовываются под контрреволюцию». В протоколах допросов отца Алексия указывается, что он не признал себя виновным; говорил, что пропаганды против советской власти не вел, так как считал «непозволительным вмешиваться в такие дела, которые имеют не церковный, а государственный характер».
15 ноября 1937 года протоиерея Алексия Владычина приговорили к высшей мере наказания – расстрелу, а 17 ноября приговор привели в исполнение. Вероятное место захоронения – кладбище «Балино» в г. Иваново. Двое сыновей священника – Григорий и Евгений - также были репрессированы. 20 ноября 1922 г. в присутствии уполномоченного "обновленческого" ВЦУ и представителей светской власти прошло собрание сестер Княгинина монастыря г. Владимира, на котором было объявлено об увольнении игумении Олимпиады. Игумения отказалась признавать решения незаконнного ВЦУ. Сестры монастыря и монастырский священника Ильинский так же не признали этих решений.
Находясь в заточении во Владимирской тюрьме, святитель Афанасий 10 ноября 1922 г. в 17-камере вместе с другими заключенными – архиереями, священнослужителями и мирянами впервые совершил службу Всем Русским святым. Из заключения Владыка Афанасий обращается ко всей Владимирской пастве и призывает их "оставаться православными, не мало не колеблясь... Лучше совсем остаться без службы церковной, чем участвовать в кощунстве вместе с отступниками".
В Суздале защитниками православия явились игумен Леонитий (Стасевич) – настоятель Спасо-Преображенского монастыря и игумения Мария (Либеровская) – настоятельница Покровского монастыря. В 1923 г. после закрытия монастыря игумен Леонтий был назначен настоятелем двух приходов г. Суздаля – Смоленского и Иоанно-Златоустовского. В 1930 г. архимандрит Леонтий был арестован.
Иеромонах Варфоломей (Минин)