ПУБЛИКАЦИИ
Материалы из следственного дела Патриарха Тихона.
"Об одном происшествии во Владимирской епархии".
Вступительная статья Л. Кривошеевой.
Ниже приводятся документы, обнаруженные в следственном деле св. Патриарха Тихона, в которых описывается случай, произошедший во Владимирской епархии весной 1918 г., связанный с прочтением в одной из церквей епархии послания Святейшего Патриарха Тихона о Брестском мире. Прочтение этого послания священником Николаем Ключаревым вызвало негодование со стороны представителей местной солдатской организации, которые составили резолюцию протеста, полную угроз. Еще большее негодование вызвал ответ священника на данную резолюцию. Вооруженный винтовками отряд явился в деревню, чтобы, заручившись согласием прихожан, арестовать о. Николая и затем его расстрелять. Прихожане встали на защиту своего пастыря, который в данном случае проявил себя как истинный христианин и достойный священник.
В марте 1918 г. св. Патриарх Тихон откликнулся особым посланием [1] на заключенный советской властью Брестский мир [2]. Это послание было опубликовано в некоторых газетах, выходивших в то время в России. Об оглашении этого послания духовенством в церквах практически ничего не говорится в церковно-исторической литературе. Также крайне мало встречается документов, в которых бы описываюсь отношение представителей советской власти на местах как к самому посланию, так и к откликам духовенства на него.
Поэтому представляет интерес случай, произошедший во Владимирской епархии. Во «Владимирских епархиальных ведомостях» был описан эпизод, произошедший в селе Головенцина со священником Николаем Ключаревым, который «прочел послание Святейшего Патриарха Тихона о Брестском мире» [3]. Далее в заметке говорилось о том. что «представители солдатской организации Воронцовской деревни составили резолюцию протеста, полную угроз. На нее священник ответил письмом к кружку солдат...»[4].
В следственном деле Патриарха Тихона сохранились документы, в которых этот инцидент более полно описывается непосредственными участниками. В деле имеются представление митрополита Владимирского Сергия (Страгородского) (док. 1) и рапорт священника Николая Ключарева (док. 2), там же имеется «Резолюция, вынесенная Воронцовской солдатской организацией от 7 Апреля 1918 года», подписанная председателем и товарищем председателя этой организации некими И. Платоновым и И. Спиряковым. Текст этой резолюции полностью приводится митрополитом Сергием в его представлении. При сравнении резолюции солдатских депутатов, в которой смешались различные обвинения не только в отношении священника, но и резкие выпады против Патриарха Тихона, и ответа на них священника Николая Ключарева становится понятным причина крайнего озлобления против духовенства у представителей революционных солдатских организаций. Разуверившаяся и распропагандированная масса солдат, на которую и была сделана ставка большевиками, резко проигрывала по своему духовному и интеллектуал ьному уровню лучшей части русского духовенства. Особенно ярко это проявилось позднее во время процессов, связанных с изъятием церковных ценностей в 1922 г. Многие священники, превосходившие своими знаниями полуграмотных представителей различных трибуналов, смогли без всяких адвокатов отстаивать свои интересы в судах. Поэтому уже в июле 1922 г. было принято решение наказывать представителей духовенства в административном порядке, без суда.
Чем грозило прочтение послания Патриарха Тихона, видно из листовки, также находящейся в следственном деле:
«Священникам всех церквей.
В связи с декретом Народных Комиссаров об отделении церкви от Государства высшим церковным органом в лице патриарха Тихона выпущено воззвание контрреволюционного направления, превратно толкующее этот декрет. На почве такой пропаганды могут возникнуть народные волнения, ответственность за которые всецело падает на духовенство, если оно не разъяснит народу истинного значения этого декрета.
Все церковнослужители, замеченные в распространении таких контрреволюционных воззваний, а также пропаганды в этом направлении, будут караться со всей строгостью революционного времени вплоть до расстрела. Котельнический Исполнительный Комитет Совета Крестьянских и Солдатских Депутатов» [5].
«Принимая во внимание мужественное и весьма разумное поведение в данном случае священника села Головенцина Николая Ключарева». Патриарх Тихон счел возможным удовлетворить ходатайство митрополита Сергия о награждении иерея. Краткие сведения об отце Николае даны в представлении митрополита Сергия. В настоящее время дальнейшая судьба священника Николая Ключарева до конца не ясна, известно только, что в 1931 г. он был арестован и выслан из пределов Владимирской епархии [6].
При публикации сохраняются все особенности документов.
№1
Представление митрополита Владимирского и Шуйского Сергия (Страгородского) Патриарху Тихону о предполагаемом аресте священника Владимирской епархии Николая Ключарева
ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВУ, СВЯТЕЙШЕМУ ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Священник села Головенцина Владимирского уезда Николай Ключарев* в рапорте своем от 2/15 Апреля сего года на имя Благочинного Священника Альбицкого прописан следующее: 25 Марта с. г. с церковного амвона оглашено было им, о. Ключаревым, послание СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА ТИХОНА о Брест-Литовском мире, пропечатанное в 39 номере газеты «Утро России». Хотя со стороны некоторых большевистских солдат и были слышны во время чтения отдельные выкрики: «провокация - не нуждаемся в благословении церкви», - но всем большинством молящихся послание было выслушано со вниманием, и богослужение кончилось в порядке. Но в тот же день к вечеру им, о. Ключаревым. получена была резолюция Воронцовской (приходской деревни) организации солдат.
На солдатскую резолюцию он, о. Ключарев. ответил открытым письмом к кружку солдат дер. Воронцовой. Это письмо было прочитано 1 Апреля на общем собрании в дер. Воронцовой одним прихожанином. Сочувствия изложенному в своей резолюции солдатский кружок от общего деревенского собрания не получил, но к несчастию, и сам доводами, изложенными в письме о. Ключарева, не только не удовлетворился, но еще более ожесточился и, вооруженный винтовками в количестве около 10 человек, явился в село, чтобы возбудить против священника общее собрание сельских прихожан и, если со стороны их будет выражено согласие, то арестовать.
В селе быстро распространился слух, что деревенские солдаты идут арестовывать священника. Ударили в набат, и все село мгновенно собралось около его, о. Ключарева, дома. Пред общим собранием сельских прихожан о. Ключарев сам прочитал солдатскую резолюцию и свое ответное письмо. Шестой и седьмой пункты ответного письма произвели ошеломляющее впечатление на сельских прихожан. Женщины плакали, от мужчин послышался взрыв негодования на вооруженных солдат. Оружие силы на этот раз было побеждено оружием слова и молитвы. Однако со стороны ожесточенного, никаким убеждениям не поддающегося и, при том вооруженного, солдатского кружка возможно ожидать искажения факта перед советской властью и за поручением от нее разрешения на возможное насилие над ним, о. Ключаревым.
В резолюции Воронцовской солдатской организации от 7 апреля с. г. изложено следующее: «Мы солдаты крайне возмущены поведением в храме священника Ключарева, который с амвона ведет черносотенную агитацию. Мы, солдаты деревни Воронцова, делаем на первый раз Ключареву порицание за то, что он он в храме ведет контрреволюционную агитацию и категорически заявляем, чтобы за упокоение рода Романовых не поминать, мы за тиранов молиться не желаем, а также не поминать смиренного и Боголюбивого Патриарха Тихона, если Вы желаете чтить, то чтите дома и черносотенных газет в церковь не носите и с амвона не читайте, а если вы будете уклоняться от этой резолюции, то мы примем самые решительные меры».
По справке оказалось: Священник села Головенцина Николай Ключарев 50 лет. По окончании Духовной Семинарии проходил должность учителя Павловской церковно-приходской школы. Александровского уезда - с 1 сентября 1888 г. по 26 июня 1890 г. Рукоположен во Священника в с. Новгородское - 14 сентября 1890 г. Перемещен в с. Головенцино 19 Сентября 1903 года. Проходил должность Законоучителя и учителя Новгородской церковной школы с 17 Января 1898 г. по 1 Сентября 1903 г. Состоит Законоучителем церковной школы с 1903 г. Проводит должность ведомственного Депутата с 25 Сентября 1915 г. Награжден набедренником в 1900 г., скуфьей - в 1906 г., и камилавкой - в 1914 г. Судим не был.
Принимая во внимание мужественное и весьма разумное поведение в данном случае Священника села Головенцина Николая Ключарева, ходатайствуем пред ВАШИМ СВЯТЕЙШЕСТВОМ о награждении его, о. Ключарева, не в очередь - наперсным крестом от Святейшего Синода выдаваемым.
При сем прилагается копия письма Священника Ключарева.
ВАШЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА искренний послушник Сергий, Митрополит Владимирский и Шуйский
№ 5328. Мая 25 / Июня 7 дня 1918 года.
Резолюция: «23 Июня / 8 Июля 1918. № 5499. 25/7 июля 1918. В Свящ[енный] Синод. П[атриарх] Тихон. Уважить ходатайству Митрополита Сергия. П[атриарх] Тихон».
№2
Рапорт
священника Николая Ключарева благочинному священнику Павлу Альбицкому
Его Высокопреподобию Благочинному 2 округа Владимирского уезда
Священнику села Кишлеева о. Павлу Альбицкому
Села Головенцина Священника Николая Ключарева
РАПОРТ.
25-го Марта с церковного амвона оглашено было мною послание Святейшего Патриарха Тихона о Брест-Литовском мире, пропечатанное в 39 номере газеты «Утро России». Хотя со стороны некоторых большевистских солдат и были слышны во время чтения отдельные выкрики: «провокация - не нуждаемся в благословении церкви», - но всем большинством молящихся послание было выслушано со вниманием, и богослужение кончилось в порядке. Но в тот же день к вечеру мною получена была резолюция Воронцовской (приходской деревни) организации солдат.
Солдатская резолюцию при сем представляется. На солдатскую резолюцию я ответил открытым, тоже прилагаемым при рапорте, письмом к кружку солдат деревни Воронцовой. Это мое открытое письмо было прочитано 1 Апреля на общем собрании в деревне Воронцовой одним прихожанином. Сочувствия изложенному в своей резолюции солдатский кружок от общего деревенского собрания не получил, но, к несчастию, и сам моими доводами, изложенными в письме, не только не удовлетворился, но еше более ожесточился и вооруженный винтовками в количестве около 10 человек явился в село, чтобы возбудить против меня общее собрание сельских прихожан и, если со стороны их будет выражено согласие, то арестовать меня.
В селе быстро распространился слух, что деревенские солдаты идут арестовывать священника. Ударили в набат, и все село мгновенно собралось около моего дома. Пред общим собранием сельских прихожан я сам прочитал солдатскую резолюцию и свое ответное письмо. Шестой и седьмой пункты ответного письма произвели ошеломляющее впечатление на сельских прихожан. Женщины плакали, от мужчин послышался взрыв негодования на вооруженных солдат. Оружие обиды на этот раз было побеждено оружием слова и молитвы. Однако со стороны ожесточенного, никаким убеждениям не поддающегося и при том вооруженного солдатского кружка возможно ожидать искажения факта пред советскою властью и за поручением от нее разрешения на возможное насилие надо мной.
Об изложенном нарушении спокойного течения церковной жизни в приходе села Головенцина покорнейше прошу Вас, о. Благочинный, довести до сведения Высокопреосвяшеннейшего Сергия, Митрополита Владимирского и Шуйского.
1918 года Апреля 15/2 дня
Владимирского уезда села Головенцина Священник Николай Ключарев
С подлинным верно:
Владимирской Духовной Консистории И. д. Секретаря
Сверял Столоначальник
№3
Ответ священника Николая Ключарева
кружку солдат деревни Воронцовой
Открытое письмо
кружку солдат деревни Воронцовой.
По поводу Вашей резолюции, с которой Вы письменно обратились ко мне по долгу пастыря вынуждаюсь объяснить следующее.
1. Провокации и контрреволюционной агитации в послании Патриарха нет. Если он Брест-Литовский мир называет позорным для России и недолговечным, так точно таким же признают его и самые вожди большевизма и подписатели мира, считая этот мир лишь «временной передышкой» и организуя ввиду необходимости возобновления военных действий красногвардейскую армию.
2. Если бы в послании Патриарха Тихона была хотя часть контрреволюционной агитации, то оно и не было бы напечатано в газете, потому что при нынешних объявленных «свободах» всякого сорта свобода печатного слова и даже письменного подвергаются строжайшей цензуре, так что столбцы газет преподносятся читателям с пробельными пропусками, и письма доставляются адресатам с вынутыми страничками.
3. Если даже и согласиться с мнением Вашего кружка, что послание Патриарха Тихона контрреволюционное, то во всяком случае порицание направлено не по адресу. Ведь послание-то не мое. а патриархово, к нему бы я и советоват Вашему кружку обратиться с порицанием, я же ведь подолгу пастырства являюсь только лицом, обязанным объявить это послание с церковного амвона, так как послание Патриарха обращено ко всем чадам Православной Церкви.
4. Относительно поминовения за упокой лиц царствовавшего дома Романовых замечу Вам, что имена Императоров бывших Александра II, Александра III занесены в поминания многих прихожан, и я не нахожу никакого основания отказаться от поминовения их. Если по Вашему человеконенавистному пониманию усопшие Императоры тираны, то по христианскому правилу об умерших можно говорить или одно хорошее или ничего не говорить, а молиться по заповеди Спасителя христианину прилично и за врагов своих (Мф. 5,44). Поэтому и Церковною властью запрещено в церкви поминовение о здравии лиц бывшего дома царствовавшего, но это запрещение не относится к умершим лицам. Да поймет кружок солдатский, что в церкви слышится молебен об упокоении душ некоторых из лиц царствовавшего дома в гробном царстве небесном, а не о том, чтобы усопшие Императоры встали из могил и снова воцарились на Руси.
5. Поминовение во всех церквах православной Руси избранного Российским Церковным Собором пастырей и мирян Патриарха Тихона производится в силу определения того же Собора. Исполнение этого соборного определения обязательно для каждого свяшенно-церковнослужителя, как подчиненного повиновением этому Высшему Церковноначалию. Посему оставить поминовение Патриарха я не могу, дабы не был ослушником Церковной Власти в угоду странному требованию солдатского кружка. Не от лиц ли из этого кружка было по весне и бессмысленное требование не петь в церкви: «Яко да Царя всех»...
6. Итак, от исполнения всех требований, возлагаемых на меня Воронцовским солдатским кружком я решительно отказываюсь, как от требований неосмысленных и незаконных. За неисполнение требований солдатский кружок угрожает мне принятием решительных мер. Каких ? к сожалению, не сказано. Но только откровенно скажу: «Не запугаете. Будь Ваши решительные меры ? аресты, избиение и даже убиение ? опять повторю ? не запугаете. Потому что. по слову Апостола Петра, одного боюсь, как бы мне не пострадать как убийце или вору, или злодею, или как посягающему на чужое (1 Пет. 4, 15). Если придется пострадать как христианину, как пастырю за исполнение своих обязанностей, то не стыдясь прославлю Бога за такую участь (стих 15).
7. Угрозой кончается резолюция солдатского кружка. Противопоставив их угрозе в заключение своего ответного письма свое более действительное оружие ? молитву «Спаси. Господи, и помилуй ненавидящие и обидящие мя, и творящие ми напасти, и ни остави их погибнути мене грешнаго». И кладу земной поклон за Воронцовский солдатский кружок.
Села Головенцина Священник Николай Ключарев
26 Марта /8 Апреля
С подлинным верно:
Владимирской Духовной Консистории И. д. Секретаря
Сверял Столоначальник
Литература:
1. См.: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943 / Сост. М. Е. Губонин. М.: Изд-во ПСТБИ, 1994. С. 107-109.
2. Брестский мир сепаратный мирный договор, подписанный 3 марта 1918 г. в Брест-Литовске представителями Советской России, с одной стороны, и Германией, Австро-Венгрией, Турцией и Болгарией с другой. Ознаменовал поражение и выход России из Первой мировой войны.
3. Владимирские епархиальные ведомости. 1918. № 10. С. 73.
4. Там же.
5. ЦАФСБД. II.-1780. J1. 90.
6. За Христа пострадавшие в ЗСМЛС Владимирской: Синодик и биографический справочник. Александров: Свято-Успенский епархиальный женский монастырь, 2000. С. 44.