ПУБЛИКАЦИИ


«Успенский кафедральный собор города Владимира и его связь с жизнью
святого благоверного великого князя Александра Невского».

Журавлев Алексей


К 800-летию рождения святого благоверного великого князя Александра Невского

Успенский кафедральный собор города Владимира

Успенский кафедральный собор города Владимира - это место не только двух важных эпизодов из жизни святого благоверного великого князя Александра Невского - посажения его на великокняжеский престол и его отпевания. Это и сакральное место. В Успенском соборе покоятся его предки, на которых несомненно ориентировался будущий великий владимирский князь Александр Ярославич. Покоятся и те, кто принимал прямое и непосредственное участие в его воспитании, последующих событиях яркой и захватывающей жизни.

По отцовской линии предками Александра Ярославича являлись Владимиро-Суздальские князья. Дедушка – великий владимирский князь Всеволод III Большое Гнездо, при котором Владимиро-Суздальское княжество достигло расцвета. Им во Владимире были основаны два новых монастыря. И был расширен пострадавший во время пожара Успенский собор. Великий князь Всеволод Юрьевич покоится в алтаре Андреевского придела собора. Автор «Слова о полку Игореве» так отзывался об этом князе:

Ты можешь могучую Волгу
Разбрызгать веслами людей
И вычерпать Дон многоводный
Шеломами рати твоей.

Отец святого князя Александра – благоверный князь Ярослав Всеволодович, на плечи которого легло восстановление Владимира и всей Суздальской земли, разоренной монголо-татарским нашествием. Как пишет летописец: «Сей великий князь положил душу свою за друзей своих и за землю Русскую, и причел его Господь к избранному своему стаду, ибо он был милостив ко всякому и требующим невозбранно давал, что они требовали» ( Степен. кн. I, 321, 324). Инок Антоний в своем видении среди восставших на защиту Отечества от Девлет-Гирея видел между другими князьями и Ярослава Всеволодовича, собирателя и утешителя Русской земли.

Тело князя Ярослава захоронено в Глебовском приделе собора.

Дядя святого князя Александра – святой благоверный князь Георгий Всеволодович – основатель Нижнего Новгорода, – кровью искупивший своё участие в междоусобной борьбе за владимирский стол. В «Книге Степенной царского родословия» описано совершившееся при захоронении чудо: «Святая глава его тако совокупно прильпе к честному телеси его, яко ни следа видети отсечения на выи его, но вся составы целы и неразлучьны…» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. с. 265). Достоверность этого сообщения подтвердило вскрытие мощей Георгия Всеволодовича, которое состоялось 13 и 15 февраля 1919 года. Очевидец вскрытия мощей сообщил: «У великого князя Георгия, убитого в бою с татарами,.. в котором ему была прочь отсечена голова, последняя оказалась приросшей к телу, но так, что можно было заметить, что она раньше была отсечена, так что и шейные позвонки были смещены и срослись неправильно». Мощи святого князя Георгия обретены и покоятся в Успенском соборе.

В соборе покоится тело еще одного дяди святого князя Александра – великого владимирского князя Константина Всеволодовича, которого за просвещенность называли Мудрым. Одно из его жизнеописаний начинается такими словами: «Князь Константин Всеволодович представляет замечательнейшую личность на Руси в конце XII – начале XIII века; он почти один в среде современных ему князей-ратоборцев воителей является ангелом мира и ревностным почитателем книжного учения». Историк Татищев свидетельствует, что Константин Всеволодович «великий был охотник к читанию книг и научен был многим наукам», что он «имел при себе людей ученых, многие древние книги греческие ценою высокою купил и велел переводить на русский язык». С материнской стороны у князя Александра Ярославича были не менее именитые родственники.

Прадедушка – святой благоверный князь Мстислав Храбрый. По свидетельству летописи, он был «украшением Руси», воевал только для славы, презирал золото, отдавал всю добычу церквям и воинам и был любим всем народом. Дедушка – Мстислав Мстиславич Удатный или Удалой, также отличившийся во многих сражениях, участник трагической битвы на реке Калке, принявший схиму перед своей кончиной.
Как точно написал Михаил Иванович Хитров: «В характере и деятельности предков по матери мы видим черты блестящей беззаветной храбрости, видим «золотые сердца». А в соединении с благоразумием, унаследованным от суздальских предков, в Александре Невском мы увидим гармоническое соединение разнообразных дарований, увидим цельный могучий характер, дар всеблагого Провидения в одну из труднейших годин нашей истории».

В 1252 году состоялось посажение на владимирский стол князя Александра Невского. От Золотых ворот шествие направилось в кремль, в соборный храм Успения Богородицы. Там торжественно совершено было посажение Александра на престол, с пожалованием царевым.

Александр Невский вынужден был отправиться в Орду, чтобы как-то смягчить требования хана. Берке задержал русского князя в Орде на несколько месяцев. Там Александр заболел. Уже будучи больным, он выехал на Русь. С трудом добравшись до Городца на Волге, князь понял, что до Владимира ему не доехать.

Днем 14 ноября 1263 г. он постригся в монахи с именем Алексий, а к вечеру того же дня скончался.

Как точно передано в строчках состояние людей, которые знали князя:

Тихо лампада пред образом Спаса горит...
Князь неподвижно лежит...
Словно как свет над его просиял головой –
Чудной лицо озарилось красой.
Тихо игумен к нему подошел и дрожащей рукой
Сердце ощупал его и чело –
И, зарыдав, возгласил: «Наше солнце зашло!»

И в этот самый момент митрополит Кирилл обратился к народу, стоявшему на службе в Успенском соборе – «Закатилось солнце земли русской». Через 9 дней тело князя было доставлено в стольный Владимир и при отпевании в Успенском соборе было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно»: святой сам протянул руку за разрешительной молитвой. В Успенском Кафедральном соборе города Владимира можно видеть раку с частицей мощей святого князя Александра. В раке находится только частица мощей потому, что при Петре I мощи святого князя были перенесены из Владимира в Санкт-Петербург.