ПУБЛИКАЦИИ


«

Прохожев Василий Анисимович - священник публикации


К.и.н А.Л. Ершов, О.Г. Авдеев - староста храма в с. Александрово
"О закрытии храма в селе Александрово"

После революции 1917 года храмы стали считаться собственностью государства, а верующие должны были заключать с местными властями договор на пользование церковными зданиями. В апреле 1923 года началось изъятие церковных ценностей и святынь в фонд организации "ПОМГОЛ" (помощь голодающим). В связи с этим служители Александровского храма отец Феодор Соколов и отец Петр Гиляревский призывали устроить набатный звон, по которому граждане должны были сбежаться в село Александрово, для предотвращения изъятия ценностей из церкви и ограбления святынь.

«В связи с антисоветской пропагандой служителей культа Александровской церкви и контроля над служителями культа, установлено дежурство членов ячейки ВКП(б), согласно очереди: 2 апреля - В.В. Корнеев; 7 апреля - А.С. Иванов; 9 апреля - А.А. Голиков; 16 апреля - А.И. Самарский; 17 апреля - В.В. Сальников; 23 апреля - Д.Е. Синицын; 30 апреля - А.А. Фадеев» [1].

13 августа 1923 года прихожане храма в с. Александрове провели собрание, на котором постановили ходатайствовать перед райисполкомом о регистрации общины. Через 5 дней, 18 августа община была зарегистрирована. Настоятелем в то время был протоиерей Петр Иванович Гиляревский, в возрасте 69 лет. На приходе он служил с 1885 года. Вторым священником - иерей Феодор Васильевич Соколов, в возрасте 56 лет, на приходе с 1895года. А также диакон Николай Абрамович Орлов, 60 лет от рождения и псаломщик Иван Иванович Поспелов. Из певчих был 25 летний Дмитриевский Николай Сергеевич [2].

До 1929 года село являлось волостным центром. Сильны в нем были и религиозные традиции. Так, в годы НЭПа в нем были возрождены ярмарки, проводились они три раза в год в следующие дни: 10-я пятница по Пасхе (именно в такой формулировке были поданы сведения в губисполком!), 21 сентября (Рождество Пресвятой Богородицы), и 6 декабря.

В 1930 году, при раскулачивании жителей села Александрова, отца Феодора Соколова вместе с его семьей, выселили из собственного дома. Все имущество и сельхозтехнику власть конфисковала. А дом отца Феодора сожгли.

После чего они с матушкой Александрой ютились в выкупленной односельчанами баньке, где и проживали до 1936 года. Окончанием приговора было направление о. Феодора с семьей на спецпоселение в северный край. Батюшка каждый день ждал, когда его заберут, и готовился к тяжелому испытанию. Все это время он не оставлял тех, кто в нем нуждался и приходил к нему за помощью. Таинство Крещения он совершал у себя в баньке, куда ему приносили детей. Также батюшке приходилось выезжать в соседние деревни для отпевания умерших.

В ноябре 1936 года, после одного из таких выездов на отпевание, о. Феодор простудился и очень сильно заболел. На праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм, 4 декабря 1936 года, митрофорный протоиерей Феодор Васильевич Соколов закончил свой земной путь в возрасте 69 лет. Похороны проходили на третий день в престольный праздник святого, благоверного князя Александра Невского. Погребен на кладбище села Александрова с правой стороны от алтаря Богородице-Рождественской церкви.

На 6 декабря 1936 года священников на приходе не было. Отец Петр Гиляревский умер в 1923-24 году. Остались диакон Николай Орлов и псаломщик Иван Поспелов, а так же община прихода, которая старается сохранить по возможности молитвенную жизнь. При жизни о. Феодора и с его благословения, раздается церковная утварь, собрание священных книг и икон верным прихожанам на сохранение, до лучших времен [3].

Так две родные сестры Параскева и Анна Егоровы из деревни Черепухино, сохранили две священные книги и жития святых, которые на Пасху 2013 года, были возвращены во вновь возрождающийся храм. Так же престольная икона пророка Илии, была передана родственниками тех, кто сохранил ее во время безбожной власти.

Архиепископ Феодор Яцковский* на место умершего священника предложил другого - Василия Анисимовича Прохожева, родившегося в 1903 году, в 1914-1918 годах, обучавшегося в реальном училище, в 1919 году работавшего счетоводом в конторе по заготовке дров, в 1920 - 1922 годах - учителем начальной школы в д. Ильмень (где родился) и в с. Ольшанка Аркадакского района Саратовского края; в июле 1922 года рукоположенного в священники к Дмитриевской церкви с. Смородино Камышинского уезда, с 5 ноября 1922 года по 1930 год служившего в Михайло - Архангельской церкви с. Мордовский край, Романовского района, Саратовского края; 2 декабря 1930 года арестованного и 9 января 1931 года осужденного на 10 лет лагерей по ст. 58-10. Отбывал наказание в 4-ом Выгозерском отделении Беломоро-Балтийского канала (город Сегежа) счетным работником, аптекарем (без образования), стенкором и лектором; за ударный труд освобожден досрочно через 4,5 года. На конец 1936 года был вдовым священником, имел 12-летнюю дочку, проживавшую с тестем (75 лет) и тещей (78 лет).

Владимирский райисполком не утвердил предложенную архиепископом кандидатуру.[4]

Верующие направляют жалобу в Ивановский облисполком, тот запрашивает у райисполкома информацию, но 21 января 1937 года признает "отказ верующим с. Александрово в регистрации служителя культа Прохожева (так в тексте - Авт.) правельным". В дальнейшем, 2 ноября 1937 года Василий Анисимович Прохожев был арестован в Коврове и приговорен к расстрелу [5]. Приговор был приведен в исполнение - о. Василий был расстрелян.

Именно в это время, 01 декабря 1936 года, члены профсоюза, работники сельсовета, неполной средней школы, маслозавода и потребкооперации при Александровском сельсовете (всего 28 человек) поднимают вопрос о прекращении в селе колокольного звона и снятии колоколов; решение вынесено единогласно. 4 декабря проводится общее собрание колхозников, рабочих и служащих селений Мордасово и Александрово (всего 49 человек), на котором поднимается тот же вопрос и выносят постановление: "Учитывая то, что висящие колокола на церкви совершенно никакой пользы для окружающего населения не дают, а наоборот, как мешающие партийным, советским, колхозным организациям, учащимся и умственным работникам - большинством присутствующих - 29 человек за исключением 1 против и меньшинства воздержавшихся (19 человек, не так уж и мало - Авт.) - постановили: колокола, за исключением одного бокового для сигнализации на случай пожара, снять и передать в фонд государства".

5 декабря решение утвердил Александровский сельсовет, 30 декабря того же года - Владимирский райисполком, а 27 января 1937 года - Ивановский облисполком [7].

В январе 1939 года колхозники д. Телесниково, Клины и Огорелка ходатайствуют о закрытии церкви за долги и по причине нефункционирования более года и дальнейшем использовании ее под школу десятилетку. По неизвестным причинам ходатайствам не был дан ход. Согласно акту райфинотдела от 13 июля 1939 года, церковь не действует с декабря 1937 года [8]. По данным на февраль 1939 года, храм "временно не функционирует", колокола сняты [9].

Если бы имелся только акт райфинотдела о нефункционировании церкви с декабря 1937 года, то на его основании можно было бы предложить, что функционирование храма в 1937 году ограничивалось своевременной уплатой налогов. Но аналогичное утверждение колхозников подтверждает, что храм действительно действовал в 1937 году, либо имелось такое положение дел, что храм можно было рассматривать как действующий (например, священник проживал в селе, ожидая регистрации, или верующие регулярно собирались в храме). К сожалению, на настоящий момент никаких данных о судьбе церкви в 1937 году не обнаружено.

В феврале-марте 1941 года, колхозники деревень Авдотьино, Панфилово, Сопелькино, Кашманово и Александрово выступают с тем же требованием [10]. В это же время церковный совет просит сельсовет принять у них церковь, так как из-за нефункционирования ее нет денежных поступлений от верующих, из-за чего отсутствует возможность уплачивать начисляемые на нее платежи. 13 марта Александровский сельсовет на основании ходатайства колхозников и заявления церковного совета, постановил просить райсовет, утвердить данное требование. 27 марта Владимирский райсовет, а 4 мая и Ивановский облсовет постановил закрыть церковь как бездействующую более 3 лет (для культовых целей не используется, налоги не уплачиваются, здание не охраняется, община распалась) и использовать под культурно-просветительское учреждение [11].

После закрытия половина здания использовалась под клуб, а другая половина - под зернохранилище. По данным Владимирского облисполкома на 1 января 1962 года, здание используется под склад и предполагается под снос; по данным на ноябрь 1973 года, здание аварийное и подлежит снятию с учета [12].

* Архиепископ Феодор Яцковский размещал по приходaм Влaдимирской епaрхии священников из других областей страны, оставшимся без места служения ввиду закрытия церквей. В связи с этим под давлением властей 3 февраля 1937 года уволен на покой и 17 июля 1937 года арестован. Обвинён в том, что "создал и возглавил руководство к/р организацией церковников. По приезде в 1936 год во Владимир вновь создал a/с группу из духовенства других областей, которых размещал по приходам Владимирской епархии". Приговорён тройкой при УНКВД по Ивановской области к расстрелу с конфискацией имущества. 23 октября 1937 года приговор приведён в исполнение. Реабилитирован 13 сентября 1989 года.


Источники:

1. ГАВО.Ф. Р-24. Оп. 1, Д.155
2. ГАВО.Ф.Р-307.Оп.2.Д.85. Л.1-12
3. Наше хозяйство, 1929, № 1-2, с.76
4. ГАИО.Ф. Р-2953. Оп.3.Д.817. Л.5-8
5. Боль и память. Книга памяти жертв политических репрессий Владимирской области: В 2т. Сост.А.Семенов, Е.Селиверстов. Владимир 2001. Т.1
6. ЦАМО. Ф.58. Оп.977520. Д.130.
7. ГАИО. Ф. Р-2953. Оп.3. Д.694. Л.1-8.
8. ГАИО. Ф. Р-2953. Оп.1. Д.95. Л.10,12,13,5.
9. ГАИО. Ф. Р-2953. Оп.1.Д.16.Л.8.
10. ГАИО. Ф.Р-2953. Оп.1. Д.95. Л.8,7,11,6.
11. Там же. Л.4,3,2,1.
12. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп.2. Д.330. Л.395; ГАВО. Ф. Р-632. Оп.8. Д.6. Л.5.

К.и.н А.Л. Ершов, О.Г. Авдеев - староста храма в с. Александрово.