ПУБЛИКАЦИИ
Афанасий (Сахаров Сергей Григорьевич) - епископ
Священник Михаил Бунтилов, храм св. муч. Иоанна Воина (г. Ковров)
"Я горячо люблю свою Родину".
По поводу письма святителя Афанасия Ковровского
Председателю Совета Министров СССР Г. М. Маленкову от 29 июля 1954 г.
Доклад на Афанасьевских чтениях в г. Коврове, август 2009 г.
Данное письмо Святитель Афанасий писал в июле 1954 г. из Зубово-Полянского дома инвалидов (Мордовская ССР), где насильственно содержался после завершения последнего 8-летнего срока заключения. Уже до этого, с 1951 по 1954 года, святитель пребывал в лагере сверх приговора. Можно понять отчаянное положение человека, 25 лет проведшего в ссылках, лагерях и тюрьмах по приговорам Советских судов, и вот уже 5-й год томящегося в неволе без всякого приговора.
В этом письме на имя Председателя Совета Министров Г. В. Маленкова святитель взывает к справедливости и гуманности и просит отпустить наконец его на волю. В заключение письма святитель свою просьбу подкрепляет следующим признанием: "Я горячо люблю свою Родину, и все ее скорби и все ее радости - мои скорби и мои радости".
На этих строках письма святителя Афанасия мы и остановимся. Обычная мысль о любви к Родине стала камнем преткновения для многих христиан в Советском Союзе. Но чтобы в полной мере понять значение сказанного необходимо прокрутить историю Русской Церкви почти на 30 лет назад.
1927 г. Русская Церковь испытывает беспрецедентные в истории человечества гонения от богоборческой власти. Фактически возглавляющий Церковь Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) под давлением власти и в целях легализации церковной жизни издает т. н. Декларацию. В ней он призывает Церковь к лояльности по отношению к Советской власти.
В Декларации есть и такие строки: "Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи". Именно эти слова фактически и были повторены святителем Афанасием в рассматриваемом нами письме.
Вроде бы ничего удивительного в совпадении взглядов двух известных церковных деятелей. Однако, известно, что у святителя Афанасия и Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия были совершенно противоположные мнения о церковной политике в условиях советских гонений. Святитель Афанасий был одним из духовных лидеров "непоминающих", т.е. порвавших церковное общение с митрополитом Сергием и не возносящим его имя как фактического первоиерарха Русской Церкви за богослужением.
Главной причиной отделения "непоминающих" и других групп, оппозиционных Митрополиту Сергию была как раз его Декларация. Достаточно сказать, что Зарубежная Церковь порвала всякие отношения с Московским Патриархатом именно после выхода Декларации митрополита Сергия. Внутри же Декларации самыми пререкаемыми были вышеприведенные слова о "любви к Родине". Настолько пререкаемыми, что оппозиция саму Декларацию саркастически именовала фразой "Ваши радости - наши радости".
Святитель Афанасий Ковровский - новомученик Российский. Он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви в 2000 г. Основанием для этого было, конечно же, не разногласия с митрополитом Сергием, а христианское исповедничество перед лицом почти 30-летних гонений. С другой стороны, и церковная политика Митрополита Сергия (Страгородского) не осуждена Церковью. Эта политика, и Декларация в частности, остаются лишь поводом для разделений. Причем, разделения эти сохраняются даже после воссоединения РПЦЗ и РПЦ.
Сам святитель Афанасий, оставаясь духовным вождем "непоминающих", отделился от Митрополита Сергия отнюдь не по причине Декларации, изданной в 1927 г., а после 1930 г., когда по мнению святителя Митрополит Сергий превысил полномочия Заместителя Патриаршего Местоблюстителя.
Полагаю, что рассматриваемое письмо святителя Афанасия и его откровение относительно радостей и горестей своей Родины, даже если оно было в некотором смысле и вынужденным, могут послужить серьезным вразумлением ныне пребывающим в разделении с Матерью-Церковью. Причем, разделение это отнюдь не виртуально.
Буквально этим летом муж нашей тяжкоболящей прихожанки, обзванивая своих близких и родственников с просьбой помолиться, от одной из них, проживающей в г. Минске, получил странное письмо. Эта женщина оказалась "духовным чадом" священника Леонида Пляца. Он был клириком Белорусского Экзархата РПЦ, но попал под запрет, наложенный на него Митрополитом Филаретом. Не желая добиваться прощения через покаяние, он выходит из юрисдикции Московского Патриархата и принимается в РПЦЗ. После воссоединения РПЦЗ и РПЦ Леонид Пляц не признает Акта о Воссоединении по причине непреодоления Русской Православной Церковью такого "постыдного" явления как "сергианство", в котором Декларация Митрополита Сергия занимает центральное место. Этот "духовный отец" передает нашей болящей, кроме обычных в такой ситуации наставлений, совет - перейти из безблагодатного Московского Патриархата в "их церковь". Даже не предполагал, что разделения церковные так близко.
Мы начали со слов святителя Афанасия: "Я горячо люблю свою Родину, и все ее скорби и все ее радости - мои скорби и мои радости". Эта фраза от лица гонимой Церкви, будучи пререкаемой в годы безбожия, в наши дни является вполне достойным девизом для соотечественников. Да послужит она и для уврачевания ран разделения на теле Церкви Христовой.
Первая часть наших Чтений посвящена личности святителя Афанасия Ковровского, вторая - вопросам образования и воспитания. Чтобы перекинуть мостик от одного к другому хочу сказать следующее. Ковровчане сугубо почитают святителя Афанасия в значительной мере благодаря его церковному титулу - епископ Ковровский. Но мы, справедливости ради, должны признать, что не земля Ковровская породила этого угодника Божия, не в среде ковровчан он был воспитан и не пределы града Коврова освящены его исповедничеством.
Это же касается и других святых, условно относящихся к ковровским - святителю Митрофану Воронежскому, прп. Карпу Медушскому, свт. Макарию (Невскому). Таким образом, мы с некоторой долей самокритичности должны констатировать, что земля Ковровская, общество ковровчан не произвели пока еще из своей среды святых, в отличие от Мурома, Владимира, Курска, Переславля-Залесского и других городов русских.
Русский человек знает: "Не стоит город без святого, а селение без праведника". Да и Священное Писание устами премудрого Соломона говорит: "Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается". (Прит.11:11).
Исходя из этого, вырисовывается новая задача перед горожанами, церковными общинами, священнослужителями, властями и педагогами города - создать такую общественную, религиозную и воспитательную среду, которая помогла бы воссиять новым праведникам в сонме святых. Тогда к их именам можно было бы с полным основанием добавить - Ковровский чудотворец.
В 1926 г. в одном из писем Святитель Афанасий писал: "Привет и благословение всем, всем, всем и во Владимире и в Москве. Передайте мое благословение ковровским отцам". Милостью Божией и этим благословением мы живем, молимся и спасаемся.
Использованная литература:
1. Кравецкий А. «Святитель Афанасий Ковровский», Владимир 2007 г.
2. «Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова)», Москва 2001 г.
3. «Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси», Москва, 1994 г.
4. Протоиерей Владислав Цыпин «История Русской Церкви 1917-1997», М. 1997 г.
5. «Славы Божия ревнитель. Жизнеорписание и труды епископа Афанасия (Сахарова)», М. 2006 г.
6. «Житие святителя Афанасия, епископа Ковровского, исповедника и песнописца». Владимирская епархия, 2000 г.
7. «Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец», Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003 г.