ПУБЛИКАЦИИ


Протоиерей Владимир Воробьев
Русь всегда освящалась подвигом жертвенной любви.


Являясь свидетелями возрождения Русской Православной Церкви (РПЦ), мы, к сожалению, мало знаем о сонме новомучеников и исповедников Российских, подвиг которых сделал возможным свободное исповедание православной веры для нас и наших детей. О подвиге новомучеников и исповедников, о восстановлении исторической памяти народа мы говорим с одним из исследователей новейшей истории РПЦ – протоиереем Владимиром Воробьевым.

Протоиерей Владимир Воробьев – Отец Владимир, когда началось собирание сведений о пострадавших за веру в годы гонений на Русскую Православную Церковь и каким образом в этой работе участвует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (до 2004 г. – Православный Свято-Тихоновский Богословский институт)?

Изучением этих трагических и одновременно победных страниц нашей истории, пришедшихся на годы советской власти, занимались разные люди – часто это были свидетели и участники тех событий.

Господь, видя наше сердечное горение, в 1961 г. даровал нам, небольшой группе молодых тогда людей, замечательную встречу с выдающимся историком Русской Православной Церкви ХХ в. Михаилом Ефимовичем Губониным. После создания в 1992 г. Богословского института работа, направленная на прославление новомучеников и исповедников Российских, продолжилась уже в стенах нового православного вуза, а именно – в специально созданном для этой цели научно-исследовательском отделе Новейшей истории РПЦ.

Благодаря ходатайству ныне почившего Святейшего Патриарха Алексия II приоткрылся доступ в прежде закрытые архивы, в частности архив ФСБ. В это же самое время ведущий специалист по компьютерным базам данных, который был одним из инициаторов открытия Православного Свято-Тихоновского Богословского института (ПСТБИ), Николай Евгеньевич Емельянов предложил на основе своей разработки – СУБД «Ника» создать базу данных «За Христа пострадавшие».

Источниками информации стали письма родственников пострадавших, материалы следственных дел, сведения, почерпнутые из частной переписки, книг, отдельные воспоминания знакомых. По благословению Его Святейшества в новооткрытый Институт был передан архив Синодальной комиссии по реабилитации репрессированного духовенства и мирян (примерно 2,5 тыс. имен), возглавляемой управляющим делами Московской Патриархии Высокопреосвященным Владимиром (Сабоданом), тогда – митрополитом Ростовским и Новочеркасским. С самого основания ПСТБИ отделом ведется обширная научно-исследовательская работа, направленная на собирание материалов по истории РПЦ XX в., а также на изучение жизни отдельных выдающихся подвижников, издаются статьи, монографии, жития.

Своим первым долгом мы считаем публикацию богатого историко-архивного наследия нашего общего учителя – М.Е. Губонина. В 1994 г. отдел выпустил первый том многотомной серии «Материалы по Новейшей истории Русской Православной Церкви» – «Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти в 1917–1943 гг.». «Акты» вскоре стали самой цитируемой во всем мире книгой в работах по истории РПЦ XX в.

Конец 1990-х гг. был ознаменован приближением юбилейной даты – 2000-летия Рождества Христова и подготовкой к ее празднованию. Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых Высокопреосвященный Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, пригласил меня работать в комиссии, и благословением Святейшего Патриарха Алексия я был включен в ее состав.

Примерно в 1998 г. митрополит Ювеналий решил совершить первую архиерейскую литургию в деревянном храме в Бутово и пригласил меня с собой, так как мне довелось совершать в Бутово первую литургию сначала в походном храме прямо на месте расстрелов, а потом во вновь построенном деревянном храме. После литургии мы направились к Поклонному кресту служить панихиду. По дороге я высказал мысль, что у Русской Православной Церкви есть возможность отпраздновать приближающийся 2000-летний юбилей так, как не сможет этого сделать никакая другая христианская Церковь, а именно – прославить сразу весь огромный Собор новомучеников и исповедников Российских:

– Мы прославляем десятки новомучеников, а в действительности за Христа пострадали миллионы, и среди них тысячи таких, кто мог бы быть прославлен в лике святых мучеников. Если мы и дальше будем двигаться так медленно, то даже сотни прославленных нами мучеников составят лишь малую часть от числа всех пострадавших, и получится, что очень многих из них мы как бы забыли.

Митрополит Ювеналий ответил:

– Но мы же не можем быстро собрать о пострадавших необходимые для канонизации сведения, а прославлять их в лике святых, не изучив необходимые материалы, неправильно.

– В церковном календаре не менее 70 дней в году поминаются безымянные мученики, например, «двадцать тысяч, в Никомидии сожженных», «четырнадцать тысяч младенцев, в Вифлееме избиенных» и т.п., при этом никто не считал точно их число и не пытался выяснить их имена. Таким образом, память подвига была увековечена, и Церковь помнит их и молится им.

Изложенная идея понравилась митрополиту Ювеналию, и на заседаниях комиссии после тщательного обсуждения было решено предложить Юбилейному Архиерейскому Собору прославить сразу весь сонм новомучеников и исповедников Российских, известных поименно и безымянных, но ведомых Богу.

Исследования же комиссии продолжать своим порядком, без спешки и по мере того, как будут подготовлены необходимые материалы, по решению Священного Синода вносить в поименные списки Собора новомучеников и исповедников новые имена. Это не будет новым актом канонизации, а будет выявлением в составе уже канонизированного Собора новомучеников и исповедников новых имен святых подвижников.

Таким образом, прославление всего Собора новомучеников и исповедников Российских будет плодом спасительного сеяния Христова, который принес русский народ Богу. Кроме того, многие имена и так можно назвать.

Принятая комиссией норма об обязательном изучении следственных дел в ходе исследования материалов, необходимых для канонизации тех, кто пострадал за Христа, неприменима к тем, кто был убит за веру в первые годы после революции 1917 г. Следственные дела стали вести только с 1922–1923 гг. Мученики же появились уже с 1917–1918 гг., и их имена можно было узнать из нашей базы данных «За Христа пострадавшие» – централизованного архива, куда стекается информация из разных епархий. Таким образом, в 2000 г. состоялось величайшее, на мой взгляд, событие в истории Церкви на рубеже XX–XXI вв. – прославление на Юбилейном Архиерейском Соборе всего сонма новомучеников и исповедников Российских.

– К Акту канонизации в Свято-Тихоновском Богословском институте была написана икона Собора новомучеников и исповедников. Какова история этого события?

В составе нашего вуза есть факультет церковных художеств, и митрополит Ювеналий решил нам поручить написание этой иконы. Мы проанализировали несколько образцов таких «соборных» икон разного стиля. Есть, например, икона монахини Иулиании (М.Н. Соколовой) «Все святые, в земле Российской просиявшие», написанная в несколько картинно-живописном жанре. Другим образцом могла быть икона, написанная к прославлению новомучеников зарубежным Синодом. Элементы живописности присутствуют и здесь.

Декан факультета церковных художеств протоиерей Александр Салтыков отверг оба эти варианта, так как икона новомучеников должна быть строго канонической. Решили создать традиционное многофигурное изображение святых на фоне храма, который изначально задумывался обобщенным, напоминающим Успенский собор Кремля. Но такая икона получилась скучноватой, в ней никак не были отражены многоразличные подвиги святых.

Тогда надумали в клеймах изобразить страдания наших величайших священномучеников и мучеников, а также моменты гонений, например изъятие святых мощей Преподобного Сергия из Троице-Сергиевой Лавры и преподобного Серафима из Саровского монастыря. Получилась большая, красивая, многоплановая по смыслу икона – памятник величайшему подвигу Русской Православной Церкви в новейший период истории.

Митрополит Ювеналий эскиз иконы одобрил, но предложил вместо обобщенного храма изобразить Храм Христа Спасителя, построенный заново на месте взорванного. Ведь он – тоже мученик! И тоже будет освящаться на Юбилейном Соборе!

Икону писали четыре девушки с факультета церковных художеств, а мы с протоиереем Александром Салтыковым неотступно участвовали: по православному учению иконописцы – это руки, так как иконы пишутся Церковью. Когда икона была закончена, мы принесли ее в Новодевичий монастырь, где ее освятил Святейший Патриарх Алексий.

Никогда не забуду ощущение особой благодати во время принятия решения о канонизации на Юбилейном Архиерейском Соборе. Когда митрополит Ювеналий читал доклад, все присутствующие архиереи словно «обратились в слух», внимали каждому слову, и затем, как по команде, поднялась стена рук, единогласно голосуя за канонизацию.

И вот подошел, пожалуй, один из самых торжественных моментов за всю многовековую историю Православия, когда состоялась собственно сама канонизация. Нам с протоиереем Александром было поручено вынести копию иконы через Царские врата из алтаря Храма Христа Спасителя в тот момент, когда митрополит Ювеналий заканчивал читать на амвоне храма Акт Юбилейного Архиерейского Собора о канонизации Собора новомучеников и исповедников Российских.

Мы поднесли икону Патриарху Алексию, и он благословил ею народ. Сама икона была слишком большой и тяжелой – она уже была установлена на специальную подставку на кафедре в Храме Христа Спасителя. Очень символично: только что был освящен восстановленный храм, и в нем совершилось прославление Собора новомучеников... В тот момент мне показалось, что открылся купол и на всех нас сошла благодать. Благодарю Бога за то, что Он сподобил меня испытать в моей жизни такое. Думаю, что и все присутствовавшие тогда в храме чувствовали в тот момент что-то подобное.

– Отец Владимир, что вы можете посоветовать людям, которые хотят канонизировать своих репрессированных родственников? В какие инстанции им лучше обратиться, какие документы необходимо представить?

Начать следует с изучения материалов следственных дел, откуда в каждом конкретном случае должно явствовать, что человек пострадал за Христа. Если препятствий для канонизации не существует (например, оговора других людей, признания клеветнических обвинений и т.п.), следующим шагом должно быть исследование всех доступных биографических материалов и обращение к правящему архиерею. Правящий епископ, если найдет обоснованным этот проект, может обратиться к Святейшему Патриарху, который передает дело в Синодальную комиссию по канонизации.

Любые же проявления слабости со стороны подследственного, например, оговор, дача ложных показаний, признание клеветнических обвинений, даже явившиеся следствием бесчеловечных и изощренных методов ведения следствия, безусловно снижают образ мученического подвига, которым должно считаться только твердое исповедование Христа до конца.

– В некоторых случаях необходимым условием канонизации является обретение нетленных мощей, всеобщее народное почитание…

Да, эти условия действительно являются необходимыми для канонизации преподобных, подвижников. Мучениками же часто становились неизвестные люди, к тому же далеко не всегда отличавшиеся праведной жизнью. В древности по одному лишь критерию – стояние в вере до самой смерти, несмотря на пытки и муки, – причисляли к лику мучеников. Кроме того, о чудесах и почитании до смерти может и не быть никаких сведений. Во время гонений мощи часто закапывали в братских могилах, о местонахождении которых ничего не известно и, соответственно, никакие чудеса не могли быть зафиксированы. Однако одно можно сказать с достоверностью: подвигом новомучеников совершено величайшее чудо возрождения Русской Православной Церкви.

– А возможно ли мученичество в современном мире? И как вообще Церковь его определяет?

На греческом языке слову «мученик» соответствует слово «свидетель». Следует понимать, что не любая насильственная смерть может считаться мученической, но только та, которую человек принимает за свою верность Христу. К примеру, мученичеством можно считать убийство священника за его миссионерскую деятельность, если же преступление совершается с целью ограбления, то в этом, может быть, трудно усмотреть исповеднический момент, и мученической такая смерть признана не будет.

– Несколько лет назад при поддержке Святейшего Патриарха Алексия II университет добился возвращения Русской Православной Церкви здания Епархиального дома в Лиховом переулке, в котором проходили заседания Собора 1917–1918 гг. Это событие связано с делом прославления новомучеников и исповедников Российских, поскольку уже каждый десятый член Собора причислен к лику святых. В планах университета – создание музея Собора 1917 г. и новомучеников Российских. Каким вы его себе представляете?

Любой музей начинается с собирания и хранения памятников. Мы с большим вниманием относимся ко всем сведениям, так или иначе, пусть даже косвенно, проливающим свет на судьбы новомучеников. Это могут быть всевозможные святыни и предметы, указывающие на обстоятельства их страданий, предметы лагерного обихода. Реликвией может стать даже обычный кусок колючей проволоки с Соловков или алюминиевая лагерная ложка.

Имеющаяся у нас коллекция пополняется также за счет разных пожертвований. В свое время нам были пожертвованы настоящие сокровища: самодельный антиминс, деревянные сосуды, маленькие облачения, которые использовались святыми исповедниками и мучениками.

В 2007 г. состоялась выставка этих священных предметов в Историческом музее, а потом эту выставку возили в Америку.

– Крупным научным проектом отдела Новейшей истории РПЦ стало издание «Следственного дела Патриарха Тихона» в 2000 г. Что нового удалось узнать о скорбной участи небесного покровителя университета?

Следственное дело Патриарха Тихона, включающее в себя множество томов, было открыто в 1918 г. и велось до самой смерти Святейшего. Сейчас оно находится в архиве ФСБ. До перестройки дело хранилось под грифом «секретно», и доступ к нему мы смогли получить уже значительно позже. Оказалось, что некоторые материалы этого дела еще раньше были переданы Святейшему Патриарху Алексию II, и, получив благословение Его Святейшества, мы с ними тоже смогли ознакомиться. В свое время нам предстояло все эти тома тщательно изучить и отобрать для публикации самое важное. К слову сказать, тираж этой книги давно разошелся, так что сейчас многие обращаются к нам с просьбой о ее переиздании.

– Заслуживает внимания еще один издательский проект университета, а именно – справочник «За Христа пострадавшие», подготовленный по одноименной базе данных ПСТГУ. Количество имен в базе продолжает расти… Сколько томов биографического сборника предполагается теперь издать?

Пока нами выпущен только первый том. Однако расширение базы данных привело к необходимости значительно увеличить количество томов печатного сборника.

– Участие университета в прославлении новомучеников не ограничивается научно-исследовательской работой. Ежегодно на Бутовском полигоне Святейшим Патриархом совершается Божественная литургия под открытым небом, в которой принимает участие хор ПСТГУ. Когда возникла эта традиция и кто ее инициатор?

Инициатором этой традиции выступил настоятель Бутовского храма протоиерей Кирилл Каледа, который обратился с предложением к Святейшему Патриарху Алексию. Патриарх поддержал эту идею, и с тех пор стало традицией ежегодно, в третью-четвертую субботу после Пасхи, служить литургию прямо на Бутовских рвах. Хор ПСТГУ стали приглашать по двум причинам. Во-первых, это – признание заслуг нашего университета, сотрудники которого стали первыми исследователями расстрельных дел Бутовского полигона. Нам же выпал жребий установить на полигоне первый крест, мы же служили там первую литургию и панихиду. Во-вторых, при служении «на рвах» нужен большой хор.

– Расскажите, пожалуйста, про установку в Бутово первого креста.

Установка Поклонного Креста на Бутовском полигоне в 1994 году
Первый крест был изготовлен в Николо-Кузнецком храме и воздвигнут нами в Бутово по благословению Святейшего Патриарха Алексия в 1994 г. Когда на полигоне был построен деревянный храм, стало традицией после литургии служить панихиду у креста. Спустя какое-то время крест обветшал, и его заменили, однако мы первый крест сохранили и поставили его во дворе нашего храма Николы в Кузнецах. Его в качестве эмблемы можно увидеть на многих православных изданиях.

После возведения в Бутово каменного храма встал вопрос о втором кресте, который на этот раз решено было изготовить на Соловках. Там живет и трудится мастер Георгий Кожокарь, который изготавливает деревянные кресты и украшает их молитвами, вырезанными прямо на дереве. Георгий вырезал для Бутова 12-метровый крест, размах которого – 7 м. Его на специальной платформе на корабле доставили из Соловков в Москву по Беломорско-Балтийскому каналу.
Георгий Георгиевич КожокарьМолебен у Поклонного Креста в Соловках

Как рассказывает участница крестного хода Л.А. Головкова, когда крест прибыл в Москву, все находящиеся рядом с Москвой-рекой храмы встречали его колокольным звоном. Крест проплыл мимо Кремля, монастырей, а после всенощной в Новоспасском монастыре был погружен на автомобильную платформу и доставлен в Бутово, где его установили рядом с каменным храмом.

– Считаете ли вы Промыслом Божиим то, что крест мученичества в ушедшем столетии достался именно нашему народу?

Одному Господу Богу известно, почему такие испытания выпали на долю нашего народа. Однако если обратиться к истории, можно увидеть, что все христианские народы раньше или позже проходили путем мученичества, свидетельствования о Христе. Настал момент, когда и для русского народа подвиг крестной жертвы стал необходимым условием спасения. И наши деды и отцы этот подвиг совершили.

В Русской Православной Церкви воссиял такой сонм подвижников и мучеников, какого не было за всю историю христианства. Теперь мы знаем, что такое Святая Русь. Это наши деды и отцы, засвидетельствовавшие о Христе ценой своей жизни и тем самым открывшие нам путь к вере. Они и сейчас молятся за нас. Это те, кто своим крестным страданием явил свою любовь к Богу. Именно их мученический подвиг сегодня животворит мир, светит миру, как маяк в ночи греха, и указывает путь победы над злом.

Беседовала ОЛЬГА ГОРДОНОВА

Источник: сайт "Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России".

← Перейти в оглавление