ПУБЛИКАЦИИ


Протоиерей Кирилл Каледа
Праздник Собора новомучеников и исповедников Российских.


Великий сонм новомучеников и исповедников

Протоиерей Кирилл Каледа «Главное дело Церкви есть свидетельство о воскресении Спасителя, потому что Церковь продолжает служение апостолов, а апостолы – это свидетели, и в первую очередь, свидетели Воскресения», – сказал Святейший Патриарх Кирилл в светлый праздник Пасхи Христовой в 2009 г. К служению свидетельства Господь наш Иисус Христос призвал своих учеников на Тайной вечери, когда, предуготовляя их к Своим Крестным Страданиям, Погребению, Воскресению и последующему сошествию Святого Духа, Он говорил: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Ин. 15:26–27).

И это будущее свидетельство апостолов о Нем Сын Божий связывал с гонениями и страданиями: «Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства» (Лк. 21:12–13).

С первых веков своей истории христианство подверглось страшным гонениям и преследованиям, но именно в этих испытаниях Церковь Христова созидалась, утверждалась и преумножалась, что позволило церковному писателю III в. Тертуллиану написать, что кровь мучеников есть семя Церкви. Тех, кто принимал страдания за Христа, Церковь называет древним греческим словом «мартис». На русский язык это слово было переведено как «мученик», но по-гречески оно обозначает «свидетель».

Жизнь всех древних Поместных Церквей в ранние периоды их существования связана с мученичеством. По благоизволению Божьему Русская Церковь на заре своей истории почти не знала мученичества. Она прославилась подвигами сонма преподобных, святителей, благоверных князей, и только в единичных случаях ее члены сподоблялись подвига мученичества.

Но в минувшем ХХ столетии наша Поместная Церковь украсилась великим собором мучеников и исповедников. С церковно-исторических позиций ХХ в. – это «славная, героическая эпоха в истории русского Православия. Церковь выдержала жесточайшие гонения, сохранила чистоту веры, укрепилась сонмом мучеников, – писал протоиерей Глеб Каледа. – Вот в чем сущность и содержание истории Православия и России в ХХ в.».

Как это ни парадоксально, но именно в годы богоборчества Русь показала всему миру свою святость, когда великое множество русских людей, от простых крестьян до императора и членов его семьи и от черноризных монахов до Патриарха с сонмом архиереев, свидетельствовали о своей вере в Воскресение Христово, идя за нее на самые страшные муки и страдания «даже до смерти» (Фил. 2:8).

В год празднования 2000-летия пришествия в мир Сына Божия Русская Православная Церковь прославила в лике святых более 1000 своих сынов и дочерей, пострадавших в годы лихолетья за исповедание православной веры. Канонизировав этот великий сонм новомучеников и исповедников, Русская Православная Церковь засвидетельствовала о своей вере в Воскресение Христово, о непреложности Евангельского благовествования. Она засвидетельствовала перед всем миром, все больше и больше секуляризирующимся, все далее и далее удаляющимся от Бога, что для многих ее членов ценности духовного мира выше ценностей мира материального.
Храм Воскресения Христова и Святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове

«Наша Русская Православная Церковь принесла Богу такой дар этого свидетельства, каковым не может похвалиться ни один народ», – сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем слове 23 мая 2009 г. после Божественной литургии на одной из русских Голгоф – Бутовском полигоне.

История праздника

В январе по старому стилю – в начале февраля по новому стилю Русская Православная Церковь празднует память Собора новомучеников и исповедников Российских. История установления этого праздника очень поучительна.

25 января/7 февраля 1918 г. у стен древней Киево-Печерской Лавры группой революционных солдат был убит митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Владыка Владимир был одним из авторитетнейших иерархов Русской Церкви начала ХХ в. Сын простого сельского священника из Тамбовской епархии, он был единственным архиереем в истории нашей Поместной Церкви, который последовательно занимал три ее главных кафедры: Московскую, Санкт-Петербургскую и Киевскую. С 1912 г. до начала революции он – первенствующий член Священного Синода. В 1917 г. глубокое уважение и любовь всего церковного народа к митрополиту Владимиру выразилось в избрании его, уже престарелого, Почетным Председателем Поместного Собора.

Ко времени мученической кончины священномученика Владимира в разных епархиях уже были убиты и священнослужители, и простые миряне, но старец-митрополит стал первым иерархом, пострадавшим в этом самом страшном и жестоком гонении на Церковь Христову, которое воздвигли враги рода человеческого.

Когда весть об убийстве владыки Владимира достигла Москвы, члены Поместного Собора были поражены этим известием. Его имя стало символом начавшихся гонений, и Собор специальным Постановлением определил, чтобы 25 января/7 февраля или следующий за ним воскресный день был днем молитвенного поминовения «всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников».

Собор призывал совершать в этот день крестные ходы на места убиения и погребения новых мучеников с совершением там заупокойных богослужений. Принимая это Постановление, отцы Собора не думали, что устанавливают день поминовения самим себе: подавляющее большинство членов Собора 1917–1918 гг. в последующие годы подверглись гонениям, и многие из них приняли мученические венцы.

В годы советской власти указанное Соборное Постановление, казалось, было забыто. Открытое поминовение пострадавших за веру, а тем более с совершением крестных ходов, было просто невозможно.

Однако в этот день во многих храмах батюшки на проскомидиях, или без нарочитого указания, что эти люди являются «убиенными», на ектеньях особо поминали погибших в тюрьмах и лагерях, в ссылках и в изгнаниях отец и братий, матерей и сестер. Понимая святость подвига пострадавших за Христа своих старших собратий, но соблюдая церковную дисциплину, священники молились об их упокоении, не чая, что придет время их прославления в лике святых. Но как только иго безбожное стало отступать, Церковь сразу приступила к канонизации новомучеников.

9 октября 1989 г., в день преставления апостола Иоанна Богослова, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви произошло прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. И хотя при его прославлении из-за существующих тогда внешних политических обстоятельств не было сказано о подвиге исповедничества этого святого, вся полнота Церкви восприняла это деяние Собора как начало прославления новомучеников.

25 марта 1991 г. Священный Синод РПЦ принял Определение «О возобновлении поминовения исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову, установленного Поместным Собором 5/18 апреля 1918 г.». Через год, в 1992 г., Архиерейский Собор прославил еще несколько новых мучеников и исповедников ХХ в. и определил совершать празднование Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января/7 февраля, если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает – то в ближайшее воскресенье после 7 февраля.

На последующих Архиерейских Соборах канонизация новомучеников была продолжена. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. были прославлены все, как известные, так и неизвестные нам мученики и исповедники веры минувшего ХХ столетия и поименно включены в этот сонм святых 1097 человек. В настоящее время поименное включение в Собор новомучеников и исповедников Российских совершается решениями Священного Синода нашей Церкви. Сегодня Собор новомучеников и исповедников Российских включает более 1700 святых.

Торжествующий собор праведников

Теперь почти в каждом русском селении – от больших городов до малых деревень – есть свои святые, явленные и неявленные, прославленные и непрославленные, молитвами которых и стоит наша земля. Новомученики и исповедники Российские являются для нас, их близких потомков, удивительным примером для подражания и стояния в вере православной.

Они были такие же люди, как и большинство их современников и как мы, ныне живущие. Они не обладали особыми духовными дарами и талантами, какие имели такие почитаемые святые, как, например, свт. Василий Великий, Преп. Сергий Радонежский, св. блаж. Ксения Петербургская. Но они обладали удивительной верой в Воскресшего Христа и были твердо убеждены, что ценность их земной жизни ничто в сравнении с ценностями духовными, ценностями вечной жизни.

Поклонный крест на Бутовском полигоне
Мученица Наталья Козлова, в Бутове убиенная (+ 1/14 сентября 1937 г.), – простая русская крестьянка. У нее была семья, пять человек детей, хозяйство. Будучи глубоко верующим человеком, она стала старостой местного храма и прикладывала все усилия, чтобы храм продолжал действовать несмотря на усилия властей его закрыть. Когда батюшку арестовали, она пошла к архиерею и просила назначить нового. И так делала несколько раз. В известном месте ей намекнули: «Если не заткнешься, будет тебе плохо», – но и после этих угроз и убийства мужа она еще несколько лет обеспечивала жизнь храма и не допустила прекращения богослужений. Осенью 1937 г. ее арестовали и она приняла мученический венец на Бутовском полигоне.

Таких примеров множество. Ведь большинство прославленных новомучеников – это рядовые сельские священники, которые оказались верны своей клятве, данной ими при рукоположении, когда им был вручен Агнец и было сказано: «Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последняго твоего издыхания, о нем же имаши истязай быти во второе и страшное пришествие великаго Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». И они оказались этому завету верны несмотря ни на что.

К новомученикам и исповедникам Российским в полной мере приложимы слова, сказанные в курсовой работе студентом МДА, будущим старцем, тогда священником Иоанном Крестьянкиным: «Они вышли из нас, были плоть от плоти и кость от костей наших, а поднялись на такую высоту, о которой трудно было и помыслить, чтобы она кому-нибудь из нас была доступна». Для нас, ныне живущих, очень важны и актуальны и следующие слова, приведенные там же: «В этом… многочисленном, как звезды небесные, «торжествующем соборе» праведников люди всех званий и возрастов, всякого умственного и нравственного развития легко могут найти себе соответствующие образцы для подражания».

И незадолго до своей кончины приснопамятный старец Иоанн Крестьянкин, ставший одним из исповедников Российских, прошедший через тюрьмы, лагеря и гонения, вновь обращается к примеру новых святых: «Сама жизнь и письменные свидетельства о жизни новомучеников Российских – не живой ли пример, как стоять в истине, как относиться к политике, как не погрязнуть во враждебной духу христианскому сваре. Черпайте из этих источников, вода-то живая».

Источник: сайт "Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России".

← Перейти в оглавление