ПЕРСОНАЛИИ > Житие
Михаил (Ахлестин Михаил Андреевич) - иеромонах
Иеромонах Михаил Андреевич Ахлестин родился 5 ноября 1891 г. в селе Новинки Мышкинского района Ярославской области в семье крестьян. Учился в церковно-приходской школе. Рано остался сиротой, пас сельский скот. Бездетная чета Харламовых хотела усыновить мальчика, но когда у них родилась дочь, они от этой мысли отказались. Мальчик был отправлен сельчанами в г.Санкт-Петербург к родным в 1902 году, а в 1903 году был отдан в ученики золотых дел мастеру, где учился гальванике и золочению. Здесь уместно вспомнить рассказ А.П.Чехова, где мальчик Ванька описывает свою жизнь у хозяина своему деду. Отец Михаил вспоминал тяжелую хозяйскую руку с золотым перстнем. Суровая жизнь сироты не озлобила мальчика, но научила любить Бога, Матерь Божию, рано сделала взрослым и мудрым.
Однажды во дворе одного из Санкт-Петербургских домов, где была квартира хозяина, стало необычно шумно от собравшейся толпы: в одну из квартир приехал св. прав. о. Иоанн Кронштадсткий. Мальчик Миша, привлеченный шумом, выглянул в окно, отец Иоанн повернулся, поднял голову и взглянув вверх увидел стоящего у окна мальчика и широко благословил его. Это благословение о. Иоанна батюшка помнил всю жизнь, как самый радостный лучик, осветивший его тяжелую сиротскую долю.
Подошло время и окончания учебы у золотых дел мастера. В 1909 году хозяин, как было оговорено в начале обучения, покупает Михаилу новую одежду, дает 50 рублей денег и юноша свободен. К этому времени у Михаила созрело твердое желание уйти в монастырь. Он идет в Иоановский на Карповке монастырь и там у гробницы почившего о. Иоанна берет благословение поехать на Валаам. В 1909 г. он поступает в Валаамскую обитель, где трудится по своей специальности, одновременно четыре с половиной года учась на Богословских курсах.(Упоминание о курсах - это из личного дела, а не из воспоминаний.) В 1914 г. послушник Михаил был мобилизован в армию, где служил унтер-офицером. Девяностолетним старцем, улыбаясь, отец Михаил своим сохранившимся голосом показывал, как он громко отдавал команды.
В 1918 году, по освобождении от военной службы, он уезжает на Дальний Восток и поступает в Николо-Уссурийский монастырь рабочим. В 1919-1920 годах работает в частной часовой мастерской г. Спасска.
В 1920 году он вновь в Николо-Уссурийском монастыре. С 26 ноября 1924 г.,после закрытия обители, псаломщик и чтец храма г. Спасска. В 1926 г. рукоположен во священника и назначен на Сахалин в г. Александровск. Рукополагал батюшку епископ Владивостокский и Хабаровский Пантелеймон(Максунов).
В 1930 г. отец Михаил был арестован и приговорен к 5 годам заключения по ст. 58-10. В 1937 г. работал сторожем в селе близ Ташкента. 1 января 1938 г. арестован и приговорен к 5 годам заключения по той же статье 58-10.
Заключение отбывал в Колымских лагерях. Там в лесу, на лесоповале поделился сокровенным желанием быть монахом с одним духовным лицом, который там же в лесу постриг его в монашество. Батюшка не открывал своего пострига, смущаясь тем, что пострижен был в таких необычайных условиях, и поэтому не были прочитаны все положенные молитвы и исполнены обряды. О постриге говорил очень немногим, всегда смиренно считая себя Валаамским послушником.
С 1943 по 1953 год о. Михаил был в ссылке в Магадане. В июле 1953 г. освобожден. В 1953 г. три месяца жил при церкви в Алма-Ате. С 1953 по 1957 год работал сторожем на огородах в г. Буденовске Ставропольского края. В 1958 г. жил в Средней Азии в г.Амалык, г.Свободный, летом караулил огороды, а зимеой ездил по святым местам. Посетил Киев, Почаев, Троице-Сергиеву Лавру, Глинскую пустынь, Молдавские монастыри - искал место служения. Бывал в селе Ильинском Киржачского района Владимирской области, где служил его знакомый священник протоиерей Николай.
В июне 1958 г. о. Михаил - священник Христорождественского храма г. Хабаровска. В августе 1958 г.- священник Вознесенского храма в Улан-Уде. 11 апреля 1958 г. уволен за штат. С З1 июля 1959 г. он священник Ильинской церкви с. Палищи Гусь-Хрустального района Владимирской области. 30 сентября 1960 г. уволен за штат. В 1980 г. переехал на жительство в с. Великодворье, где жил до смерти 7 октября 1984г., где и погребен за алтарем Пятницкого храма.
За скупыми строками дат, арестов, перемещение и увольнений - сложная тогдашняя ситуация в Церкви. Батюшка был верующий, честным и цельным человеком. Ему было трудно, да он и не мог в силу своих убеждений лавировать, подстраиваться, поступаться убеждениями, уживаться со злом, под какими бы одеждами зло ни скрывалось. Так, причинной его ухода в затвор был такой случай, вернее, клевета в его адрес собрата по службе в храме с. Палищи, молодого тогда священника, отца Льва. Будучи глубоко верующим, батюшка благоговейно относился к службе, к святыням Алтаря, храма, требовал такого же отношения от других.
Радуясь, рассказывал, как радовались верующие, когда он приучил их стоять на полиелеях больших праздников с зажженными свечами в руках. Отец Михаил требовал от младших священников не сокращать служб, класть земные поклоны при входе в Алтарь и после службы при выходе из Алтаря, не входить в Алтарь в мирской одежде.
Этого было достаточно, чтобы о. Лев написал уполномоченному по делам Русской Православной церкви донос на настоятеля, обвинив его в реакционности и фанатизме. Уполномоченный снял о. Михаила с регистрации,то есть лишил его возможности служить. Владимирский архиепископ Онисим смог как-то смягчить гнев уполномоченного, доказав, что донос - клевета, и батюшке разрешили служить, но он не вернулся и 20 лет прожил в затворе, в крошечном домике с тремя окнами.
В доме, увешанном иконами, было две крошечных комнатки: передняя и кухня одновременно была заставлена громадной русской печью, так что оставался небольшой проход,где стоял стол; и другая комната с двумя окнами на улицу, где под иконами стоял комод с книгами и две кровати - на одной отдыхал сам батюшка, а другая принадлежала ухаживавшей за ним глубокой старушке Клавдии Алексеевне Харламовой.
Батюшка однажды после заключения приехал в Троице-Сергиеву Лавру, и там на службе читал паремии. После службы к нему за благословением подошла уже немолодая женщина. Она оказалась дочерью тех бездетных супругов, которые хотели усыновить сироту Мишу. Так доброе дело, что не сделали родители из-за рождения своей дочери, сделала их дочь. С детства глубоко верующая, окормлявшаяся у старцев Зосимовой пустыни и Троице-Сергиевой Лавры, Клавдия Алексеевна работала бухгалтером и ко времени встречи с о. Михаилом вышла на пенсию. Когда о. Михаил был назначен в с. Палищи, Клавдия Алексеевна, приехала туда и купила в селе маленький домик, где и жил батюшка последние 20 лет.
В течение всего времени затвора батюшке служил Литургию по праздникам и воскресным дням. Клавдия Алексеевна исповедовалась и причащалась у батюшки, впрочем, она бывала по праздникам и в храме сельском. Батюшка же не выходил из дома, кроме как, иногда, поздно вечером, в крошечный огородик, и то редко. Все время уходило на молитву и чтение. К себе никого не принимал за редким исключением. Жили на небольшую пенсию Клавдии Алексеевны. Если кому-то посчастливилось попасть к батюшке, его у входа встречала Клавдия Алексеевна земным поклоном и провожала в келью к батюшке. На кровати, опустив обутые в валенки ноги на пол, лицом к иконам сидел старец, лицо которого светилось добротой и любовью. Внимательный взгляд, казалось, проникал внутрь посетителя, и становилось мирно, покойно и радостно на душе. Во время затвора батюшка исповедовался у св. прав. отца Петра Чельцова, письменную исповедь привозила к о. Петру Клавдия Алексеевна.
После смерти о. Петра отец Михаил исповедовался у другого священника - настоятеля Пятницкой церкви с. Великодворья протоиерея Анатолия Яковина. Последние годы о. Михаил уже не служил, а причащался Святыми Дарами, которые ему привозил о. Анатолий.
В начале 1980 г. тяжело заболела Клавдия Алексеевна, батюшка попросил настоятеля Пятницкой церкви взять ее в с. Великодворье, так как ей нужен был уход. Примерно через месяц она умерла, батюшка остался один и вначале отказывался переезжать, но старость и слабость сил способствовали его переезду в Великодворье, где батюшка продолжил жить в затворе. На похороны девушки, как он называл Клавдию Алексеевну, он попросил его привезти, а затем и совсем переехал на жительство в с. Великодворье. В храме св. вмц. Параскевы был два раза: один раз на отпевании Клавдии Алексеевны, и второй раз в годовщину ее смерти.
Во время пребывания о. Михаила в Великодворье попасть к нему было по-прежнему трудно, но чаще делались исключения. Так, у о. Михаила бывал управлявший в то время Владимирской епархией архиепископ впоследствии митрополит - Серапион, которого о. Михаил особенно любил и почитал, всегда встречая его земным поклоном, бывали, тогда еще архимандритами, архиепископ Алма-Атинский Алексий (Кутепов),епископ Богородицкий Кирилл, нынешняя насельница Свято-Успенского женского Княгинина монастыря г. Владимира монахиня Авраамия и другие.
Однако годы брали свое, давали о себе знать, батюшка начал слабеть, но, несмотря на немощь, много с поклонами молился, сидя или лежа в постели. Незадолго до смерти бесы стали смущать его привидениями и страхованиями, батюшка усилил молитву, просил молиться других, и зло отступило. Батюшка был глубоким молитвенником, делателем непрестанной молитвы. Кончина его была тихой, мирной. Последнее время он часто причащался.
Скончался батюшка в присутствии настоятеля храма протоиерея Анатолия, старосты схимонахини Еликониды и схимонахини Харитины, которая за ним ухаживала. Читался канон на исход души, по окончании которого дыхание стало замедляться и прекратилось. По своему смирению батюшка просил похоронить его в подряснике с четками в руках, как Валаамского послушника, по его выражению, но по благословению Владыки Серапиона он был облачен в белое священническое облачение и отпет как священник. Отпевание было тихим и радостным.
Погребен о. Михаил за алтарем Пятницкого храма, рядом с другим Валаамским иноком - игуменом Панхарием (Барановым). На его могиле простой деревянный крест с надписью "Священник Михаил Ахлестин". Скончался отец Михаил 7 ноября 1984 года. Промыслительно, что это случилось накануне престольного праздника храма - памяти св. вмц. Параскевы (10 ноября).
Сведения о иеромонахе Михаиле (Ахлестине), представленны протоиереем Анатолием Яковиным, настоятелем Пятницкой церкви в с. Пятница Гусь-Хрустального района Владимирской епархии.