ПЕРСОНАЛИИ > Житие
Воскресенский Алексей Львович - священник
Священник села Спас-Чамерево Алексей Воскресенский
Алексей Львович обладал недюжинными способностями и намеревался заниматься наукой, но в силу семейных обстоятельств - женитьбы на дочери священника с.Чамерево Марии Дмитриевне, он принял от ее отца приход. В 1884 окончил Владимирскую Духовную Семинарию. В 1886 г. был рукоположен в сан священника к церкви села Спас-Чамерево Судогодского уезда. Одновременно преподавал в епархиальном училище.
У о. Алексия была большая дружная семья. Вместе с супругой Марией Дмитриевной они вырастили пятерых детей: 3-х сыновей - Николая, Алексея (в 1941г. погиб на фронте), Дмитрия и 2-х дочерей - Елизавету и Наталью. Сыновья получили высшее образование, дочери окончили Епархиальное училище. Прокормить большую семью на скромные доходы сельского священника было делом весьма затруднительным, поэтому семья активно занималась сельским хозяйством. У них были посевы, за домом ток для обмолота зерна и домашний скот. Имелся также ткацкий станок. С хозяйством в основном справлялись своими силами, даже красивая мебель в доме была собственноручного изготовления.
В 1932 или 1933 году, сразу же после начала коллективизации, на приход о. Алексия был возложен большой налог. Какое-то время удавалось сводить концы с концами и как-то откупаться от безбожной власти. Но большевикам нужны были не налоги от Церкви, а ее полная ликвидация. Местные коммунисты вели агитацию против церкви, призывали игнорировать церковные праздники и работать во время них. Главным виновником они считали о. Алексия и всячески его преследовали, угрожали расправой.
Поборы все росли и о. Алексий, как-то справедливо возмутившийся откровенным грабежом, был пойман на слове и немедленно отдан местными активистами под суд. Если бы это действо происходило несколько позже, в печально-известном 1937 году, то наверняка не избежать бы священнику расстрела за сказанное слово правды. Но в данном случае отец Алексей был приговорен к пяти годам ссылки в Екатеринбургскую (тогда Свердловскую) область, а храм в селе Чамерево был закрыт. По некоторым сведениям, батюшке предлагали избежать осуждения через отречение от священного сана и самой Церкви, но о. Алексий не пошел на предательство дела своей жизни. А ведь были в те времена и отпавшие…
Преданные прихожане посылали на свой страх и риск о. Алексию посылочки, в основном теплую одежду. Но от холода он все-таки очень страдал. Срок своей ссылки о. Алексий отбыл полностью, но на пути домой случилось непоправимое. Получив справку об освобождении и мизерную сумму "суточных", о. Алексий поехал домой, но на станции Гороблагодатская при пересадке с поезда на поезд был замечен местными уголовниками. Угадав в нем освободившегося "врага народа", они представились сотрудниками милиции, обыскали о. Алексия, забрали у него справку об освобождении и те жалкие гроши на дорогу. После этого они привели его к милиции и велели ждать. После долгого ожидания о. Алексий обратился к сотрудникам милиции, и преступный обман открылся. Однако никто не стал помогать оборванному бывшему политзеку - его просто прогнали с глаз долой на все четыре стороны.
От этой жестокой проделки уголовников, а также от безразличного и даже враждебного отношения работников милиции, от голода, от отсутствия надежды восстановить свои документы и добраться, наконец, до дома, одним словом, от всего того, чем встретила о. Алексея свобода, он тяжело заболел. Сил для борьбы за жизнь у преклонных лет батюшки уже не было… Больного, уже умирающего, его подобрала на улице некая сердобольная женщина. Она и сообщила потом в письме родным о. Алексия, где и как он скончался.
Имя этой благочестивой женщины и место погребения отца Алексия в настоящее время неизвестно. Предположительное время кончины - конец 30-х годов.
Источники, использованные для составления жития:
По воспоминаниям родственников священника Воскресенского Алексея Львовича.
Записано иереем Павлом (Скоковым) 28 августа 2001 г. со слов Дмитрия Евгеньевича Красика (зав. отделом газеты «Звезда» Пермской области).