ПЕРСОНАЛИИ  >  Житие


«

Серафима (Виноградская Лидия Сергеевна) - монахиня  


Монахиня Серафима
(Лидия Сергеевна Виноградская).


Лидия Сергеевна Виноградская родилась 15 февраля 1895 года в Витебске. 24 апреля того же года она была крещена в городском Иоанно-Богословском храме, который был разрушен в 30-е годы прошлого столетия. Таинство крещения совершил священник Симеон Александрович Гнедовский, которому помогал псаломщик Александр Корейшо. Крёстными родителями девочки стали: Губернский Витебский ветеринар Алексей Иосифович Пушкарёв, крёстной матерью – жена Надворного Советника Геронима Ильича Шелеговского Ольга Владимировна.

О семье Лидии Сергеевны известно лишь то, что её дед, Василий Ильич Виноградский был священником Троицкой церкви в Зубове, отец, Сергей Васильевич Виноградский, долгое время занимал должность Коллежского Советника, а мать, Ксения Фоминична Виноградская, урождённая Анушкевич, была домохозяйкой. Родной брат отца Лиды, Виноградский Николай Васильевич, в 2000 году прославлен Русской Православной Церковью в сонме новомучеников Бутовских. Родители Лидии были глубоко верующими, образованными и благочестивыми людьми, свою любовь к Церкви Христовой и наукам они передали дочери.

В 1907 году Лидия поступила в Московскую женскую гимназию и успешно окончила её 30 мая 1914 года, получив свидетельство Домашней Учительницы. На этом образование девушки не закончилось и 30 мая 1915 года, дочь Статского советника, Л.С. Виноградская получила Аттестат дополнительного педагогического образования Министерства Народного Просвещения с правом называться Домашней Наставницей, а 23 сентября поступила на историко-философский факультет Московских Высших Женских курсов (предметная книжка № 206), который окончила весной 1919 года. Параллельно этому курсу Лида в 1916 году в полном объёме успешно сдала экзамен по физике курса мужских гимназий.

В январе 1919 года Лидия Сергеевна работала с глухонемыми детьми, воспитательницей, в детской санаторной колонии «Лига спасения детей» в Серебряном Бору, а после перехода колонии в лесную школу «Зенкино», она продолжала трудиться на педагогическом поприще вплоть до 1923 года. С 1930 по 1931 – она уже инструктор по ручному труду в Медицинском Педагогическом институте по улице Пагодинка, д.7.

Связанная духовным родством с архимандритом Симеоном (Холмогоровым)* в период активного гонения на верующих, арестов и ссылок в 1936 году Лида оставила работу воспитательницы и перебралась во Владимирскую область, точнее, в город Киржач, где проживала по улице Свободы, д.59. Келейно послужив отцу Симеону, Лидия полностью посвятила себя Христу, приняв в 1937 году тайный монашеский постриг с именем Серафима. Это стало началом мученического подвига монахини Серафимы, которая была арестована 15 июня 1937 года как активная «участница контрреволюционной организации «Всероссийское иноческое братство», а так же участница антисоветских сборищ и распространительница провокационных слухов».

* Архимандрит Симеон, в миру Михаил Холмогоров родился 29 сентября 1874 года в городе Кунгур Пермской губернии, в семье священника. Духовный писатель. Близкий друг епископа Феодора (Поздеевского).

Из материалов архивно-уголовного дела П-5328 за 1937 год:

«...Установлено, что существовала подпольная к/р организация церковников и монашества, т.н. «Всероссийское Иноческое братство»*, возглавляемая епископом Поздеевским, находившимся в ссылке и архимандритом Холмогоровым с группой своих послушников из бывшего Московского Данилова монастыря на основе к/р платформы ссыльных епископов «Истинно Православная Церковь»… по прямым указаниям руководителя организации Поздеевского** в 1935 году был создан ряд к/р групп – ячеек организации, объединённых в т.н, «домашние нелегальные церкви» («скиты», «обители» и т.д.)...».

* «Всероссийские иноческие братства» до революции выполняли функции епархиальных училищных советов и заведовали церковными школами разных типов (городскими, приходскими и епархиальными училищами, воскресными школами), оказывали финансовую помощь и сами учреждали специальные училища и школы: иконописные, пчеловодства, ремесленные (ректор МДА Волоколамский еп. Феодор (Поздеевский) содержал школу-приют «Союз детей», где преподавали воспитатели и студенты МДА); преследовали задачу просвещения взрослых посредством собеседований при храмах, организации народных чтений, распространения книг, брошюр и листков, занимались издательской деятельностью. Иноческие Братства проводили широкую миссионерскую деятельность, оказывали помощь противораскольническим движениям.
  Не согласившись с безусловной лояльностью коммунистическому режиму в СССР, Иноческое Братство под руководством епископа Феодора (Поздеевского) не приняло «Декларацию Митрополита Сергия» от 29 июля 1927 года «о соглашении Церкви с Советской властью», и перешло в «Даниловскую оппозицию», отказавшись от поминовения за богослужением заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского, впоследствии Патриарха).
  Это «несогласие» спровоцировало волну гонений на православных религиозных деятелей, чьи взгляды противоречили советскому режиму. Показательным основание для арестов ряда священнослужителей и мирян, состоявших в Иноческом Братстве могут служить следующие слова из архивно- уголовного дела № 7014-П УФСБ РФ по Ивановской области: «Всероссийское иноческое братство Князя Даниила», которое в целях борьбы с советской властью ставило задачу: организовывать, поддерживать и сохранять старые церковные кадры. Систематически их пополнять путем тайных постригов в монашество из мирян, создать свою подпольную церковь, т. н. «Истинно православной веры», в которую будут собирать церковников и духовенство, враждебно относящихся к советской власти, с целью вовлечь наибольшее количество верующих в антисоветскую деятельность…».

**Архиепископ Феодор (Поздеевский Александр Васильевич) был строгим монахом и аскетом, знатоком святоотеческого богословия и канонического права, пользовался большим уважением среди архиереев. Проходил обвиняемым по групповым делам П-5328; Д.П-8151 (архив УФСБ по Владимирской области) как руководитель нелегального контрреволюционного "иноческого братства имени князя Даниила".

Монахиня Серафима была определена, как «подпольщица церковной группы», под предводительством архимандрита Симеона (Холмогорова) и, отсидев несколько месяцев во внутренней тюрьме Ивановского УНКВД, была этапирована в колымские лагеря Севкрая сроком на 5 лет. По некоторым свидетельствам известно, что во время колымского заключения, монахиня Серафима выполняла обязанности воспитательницы и домашней работницы у одного из надзирателей лагеря.

В 1950-м году монахиня Серафима нелегально вернулась в Москву и до амнистии жила и работала при школе у своей подруги Анны Якубовской. Последние годы жизни монахиня прожила у своей сестры Елизаветы Сергеевны Виноградской (впоследствии схимонахини Сергии), духовной дочери схиархимандрита Захария.

До последнего дня матушка Серафима не оставляла своего призвания служить Богу и детям: она работала с умственно-отсталыми детьми на дому, была постоянной прихожанкой Ильинского храма при Новодевичьем монастыре.

Из дневника монахини Серафимы: «06.02.1954г. Я была у Мары. Впечатление от ребят хорошее. Серёжа симпатичный, умный мальчик, сейчас у него самый лучший младенческий возраст (3 года). Мара весьма сдержана во всех своих чувствах, ничего не высказывает, живёт своей семьёй и её интересами. Сейчас хворает уже месяц после гриппа».

Скончалась монахиня Серафима 27 декабря 1977 года, от тяжёлого недуга - рака желудка. Умирала так тихо и мирно, что родным казалось, будто умирает безболезненно. Похоронили её рядом с сестрой Елизаветой на Востряковском кладбище (участок № 148).

В настоящее время жив внучатый племянник монахини Серафимы (Виноградской), внук её родного брата Николая Сергеевича Виноградского, иеромонах Сергий (Виноградский), который трепетно чтит память своих родственников и принимает активное участие в поиске сведений о жизни матушки Серафимы.

Торгова Марина Алексеевна

Источники:

Государственный архив УФСБ РФ по Ивановской области, архивно-уголовное дело № 7014-П.

Архив УФСБ по Владимирской обл. Д.П-5328.

Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Декабрь. Тверь: «Булат», 2044. С. 17-19.