ПЕРСОНАЛИИ > Житие
Зиновий (Дроздов Николай Петрович) - архиепископ
Архиепископ Зиновий (Дроздов)
Зиновий (Дроздов Николай) родился 14.07.1875 г. в селе Холм Галичского уезда Костромской губернии. Из семьи священника. По окончании Костромской ДС (1897 г.) рукоположен во диакона, затем - во иерея. Вскоре овдовел. В 1899 г. поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, 2 года учился на 1-м курсе. В 1903 г. пострижен в монашество с именем Зиновий. В 1904 г. окончил академию со званием кандидата богословия.
14 авг. 1904 г. командирован священником на госпитальное судно «Орел» в составе 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала З. П. Рожественского. Участвовал в походе эскадры из Балтийского моря на Дальний Восток во время русско-японской войны. Во время плавания вел дневник, впоследствии изданный. В Цусимском сражении в мае 1905 г. судно «Орел» было захвачено японским крейсером и отведено в Шанхай.
После возвращения в Россию был назначен 23.09.1905 г. преподавателем Вятской ДС. С 28.09.1906 г. смотритель Кутаисского ДУ. С 14.08.1907 г. правитель канцелярии Грузинского Экзархата. 12 сентября возведен в сан архимандрита. В период обострения ситуации в Экзархате из-за активизации сторонников автокефалии принял сторону экзарха Грузии архиепископа Никона (Софийского). После убийства архиепископа Никона назначен 13.09.1908 г. смотрителем Екатеринбургского ДУ. С 22.01.1909 г. ректор Кишиневской ДС.
11.12.1911 г. хиротонисан в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге во епископа Измаильского. Стал викарием Кишиневской епархии. 17.01.1913 г. назначен епископом Козловским, викарием Тамбовской епархии. После назначения 01.04.1918 г. Тамбовского и Шацкого архиепископа сщмч. Кирилла (Смирнова, впоследствии митрополита) на Тифлисскую кафедру Зиновий вступил во временное управление Тамбовской епархией. 22.05.1918 г. был избран епархиальным собранием священнослужителей и мирян епископом Тамбовским и Шацким. Избрание было утверждено Патриархом Московским и всея России св. Тихоном 4 июня того же года.
В июле-сентябре 1918 г. участвовал в работе 3-й сессии Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Был членом соборного Отдела о богослужении, проповедничестве и храме. В выступлении на заседании отдела говорил о том, что в случае проведения церковной реформы может возникнуть опасность «потери векового наследия красоты богослужебного языка». Предложил для лучшего управления епархией образовать полусамостоятельные Шацкое и Липецкое викарийства, что было утверждено Патриархом Тихоном 28.11.1918 г. После этого Зиновий стал именоваться епископом Тамбовским и Козловским.
Во время гражданской войны придерживался позиции невмешательства в политические события. Вставал на защиту священнослужителей и мирян, подвергавшихся гонениям со стороны красноармейцев, но не поддерживал антисоветских выступлений. Во время занятия в августе 1919 г. Тамбова отрядом генерала К. К. Мамонтова отказался провести благодарственный молебен, отклонил предложение выехать с белыми из города и покинуть паству. Был арестован 25.09.1919 г. органами ВЧК, освобожден через неделю.
Епископ Зиновий выступил решительным противником обновленчества. 28 июля 1922 г. организаторы местной группы «Живой церкви» явились к Зиновию и потребовали признания обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ). Зиновий ответил резким отказом, назвав обновленцев богоотступниками. 30 июля, во время воскресного богослужения, Зиновий объявил, что запрещает членов образованного обновленцами епархиального управления в священнослужении. 16 августа руководитель «Живой церкви» В. Д. Красницкий от имени ВЦУ известил Тамбовский губисполком об увольнении Зиновия на покой с удалением из пределов епархии, однако авторитет епископа был столь значителен, что власти не решились на его немедленный арест.
24 августа 1922 г. уполномоченный ВЦУ путем обмана убедил собрание тамбовского духовенства признать обновленческое руководство. Зиновий был вынужден согласиться на совместное управление епархией, встав во главе нового епархиального управления с участием обновленцев. При поддержке властей обновленцы стремились устранить Зиновия от управления епархией.
В сентябре 1922 г. против Зиновия было начато следственное дело по обвинению в сокрытии церковных ценностей в тамбовском Покровском соборе. Уполномоченный ВЦУ потребовал от Зиновия на время следствия оставить должность епархиального архиерея. В ответ 27 сентября Зиновий объявил о разрыве с обновленцами, т. к. «представители новой церковной власти перестали считаться с канонами и в основу своей деятельности положили не апостольские и соборно-отеческие правила, а программу Живой церкви». 13.10.1922 г. Зиновий произнес в Покровском соборе, получившую широкую известность, так называемую громовую проповедь против обновленцев, после чего городское духовенство Тамбова порвало с обновленческим епархиальным управлением.
В конце октября 1922 г. владыка Зиновий был арестован вместе с клиром Покровского собора по обвинению в сокрытии церковных ценностей. Находился в тамбовской тюрьме в строгой изоляции. Приговорен революционным трибуналом к шести годам тюремного заключения.
В 1923 г. был возведен в сан архиепископа, о чем узнал, находясь в Александровском централе (близ Иркутска), где отбывал наказание. В связи с амнистией срок заключения был сокращен до 4 лет. Досрочно освобожден в начале 1924 г. по ходатайству Патриарха Тихона.
Приезд владыки в Тамбов вызвал массовое возвращение православных приходов из обновленчества в Патриаршую Церковь. По требованию местных властей Зиновий выехал из Тамбова в Москву. Участвовал в Архиерейском совещании РПЦ 12 апреля 1925 г. Подал прошение об увольнении на покой Патриаршему Местоблюстителю Крутицкому митрополиту сщмч. Петру (Полянскому). В апреле 1926 г. выслан из Москвы. Проживал в Серафимовом Дивеевском во имя Святой Троицы женском монастыре, который продолжал существовать после официального закрытия как трудовая артель.
21 сентября 1927 г. при изгнании властями монашеской общины из Дивеевского монастыря арестован вместе с Дмитровским архиепископом сщмч. Серафимом (Звездинским) и отправлен в Нижний Новгород. 8 октября освобожден из тюрьмы, доставлен в Москву, затем выслан в Муром, куда прибыл 15 октября.
Устраивал на дому богослужения, на которых присутствовали дивеевские инокини, поселившиеся в Муроме после закрытия монастыря. Негативно встретил «Декларацию» 1927 г. заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и повторно подал прошение об увольнении на покой. При этом не признавал возможным осуждать митрополита Сергия, с которым, по его признанию, имел прекрасные личные отношения. По некоторым данным, Зиновий принадлежал к мечевской группе «непоминающих». Весной 1930 г. встречался в Муроме с архиепископом Серафимом (Звездинским).
26 апреля 1932 г. задержан (официально арест был оформлен 27 апреля) в Муроме вместе с большой группой монахинь и послушниц, с которыми проходил по следствию. Содержался в тюрьме ОГПУ в Нижнем Новгороде. Был обвинен в создании нелегального женского монастыря как «базы контрреволюционной церковно-монархической организации». Не признал обвинений в антисоветской деятельности, но на следствии заявил о том, что «церкви закрываются, монастыри закрываются, святые мощи и чудодейственные иконы изымаются», нет возможности издавать духовные книги, преподавать Закон Божий, духовенство лишено гражданских прав и находится под постоянным подозрением в антиправительственной деятельности.
В связи с этим выразил несогласие с получившей известность фразой митрополита Сергия из «Декларации» 1927 г., что радости и успехи Советского государства - «наши радости и успехи», подчеркнув, что «интересы Церкви не совпадают с интересами государства». 16 декабря 1932 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам ИТЛ. Отбывал заключение в Свирских лагерях. 23.04.1934 г. Президиум ЦИК СССР удовлетворил ходатайство Зиновия о помиловании и принял решение о его досрочном освобождении из заключения.
После освобождения проживал с 1936 г. в г. Коврове. Продолжал устраивать богослужения на дому, принимал приезжавших к нему духовных чад. Ободрял отчаявшихся, говоря: «Не нужно падать духом, не в год, не в два, а может, через пять лет, но религия должна восторжествовать».
22 июня 1940 г. арестован по обвинению в «сколачивании группы антисоветски настроенного монашеского элемента». Содержался в ковровской внутренней тюрьме. Изъятая у Зиновия при обыске богословская библиотека была уничтожена «путем сожжения как не представляющая оперативной ценности».
Во время следствия Зиновий отказался признать себя виновным в создании контрреволюционной организации и в антисоветской деятельности. Заявил на допросе, что не одобряет действия советской власти, направленные на гонение Церкви и веры, и что «придет такое время, когда вера восторжествует и народ пойдет за Богом».
21 сентября 1940 г. особым совещанием при НКВД приговорен к 8 годам ИТЛ. Отбывал срок в Ивдельском, затем в Богословском лагерях в северной части Свердловской области. Скончался 9 сентября 1942 г. от тягот заключения и каторжных работ в пос. Турьинские Рудники, ныне г. Краснотурьинск Свердловской области.
Источники:
Материалы сайтов:
http://www.pravenc.ru/text/199817.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/222522