ПЕРСОНАЛИИ  >  Житие


«

Загорский (Митрофан) Михаил Васильевич – епископ


Епископ Митрофан (Загорский).


Митрофан, епископ Муромский, в миру Михаил Васильевич Загорский, родился в 1844 г. в семье священника села Большая Брембола, Переславского уезда, Владимирской губернии.

В 1860 году окончил Переславское духовное училище. В 1866 г. Михаил по первому разряду № 3 окончил первое отделение Владимирской духовной семинарии со званием студента. По окончании семинарии поступил на службу письмоводителя мирового судьи в Иванове. В 1869 г. был определен учителем греческого языка в Переславское духовное училище. Всего педагогической деятельности он отдал 25 лет.

20 июля 1895 г. был определен на должность делопроизводителя во Владимирском епархиальном Училищном Совете, в котором находился 11 лет.

24 марта 1906 г., будучи уже в чине коллежского советника, согласно прошению, он был уволен с должности члена-делопроизводителя епархиального Училищного Совета и 27 марта 1906 года в церкви Архиерейского дома во Владимире пострижен в монашество с именем Митрофан с зачислением в братство Владимирского Архиерейского дома. Рукоположен в сан иеродиакона. Уже через месяц, 10 апреля 1906 г., иеродиакон Митрофан был рукоположен во иеромонаха.

10 апреля 1906 года рукоположен в сан иеромонаха и назначен настоятелем Переславского Троице-Данилова монастыря.

9 июля 1906 г. игумен Митрофан был возведен в сан архимандрита и утвержден благочинным монастырей Переславского и Александровского уездов.

14 июня 1912 г. по Высочайшему повелению предписано быть второму викарию во Владимирской епархии. Первым викарием — Юрьевским назначался епископ Евгений (Мерцалов) (с 14 июня 1912 г.), а на второе викариатство — Муромское был избран архимандрит Митрофан.

15 июля 1912 года в Казанском соборе Санкт-Петербурга рукоположен архиепископом Финляндским Сергием (Страгородским), епископ Смоленским Феодосием (Феодосиевым), епископом Пермским Палладием (Добронравовым), епископом Олонецким Никанором (Надеждиным), епископ Могилёвским Константином (Булычёвым) во епископа Муромского, викария Владимирской епархии.

Место жительства епископа Муромского – Муромский Спасский монастырь.

17 января 1913 г. епископ Митрофан избирается пожизненным членом общества вспоможения Владимирской духовной семинарии, в 1914 г. — почетным членом Муромского Общества трезвости и членом Православного Братства Святого Александра Невского.

В октябре 1912 г. настоятель Муромского Благовещенского монастыря Архимандрит Иннокентий (Никольский) подал прошение об увольнении за штат. 12 ноября он передал, с разрешения епархиального начальства, управление монастырем казначею монастыря, а 23 ноября окончил свое земное бытие, напутствованный Святыми Таинствами Покаяния, Елеособорования и Причащения.

В течение трех дней множество народа приходило проститься с неустанным тружеником и молитвенником. Перебывало почти всё городское духовенство, совершая молитвы об упокоении его души. Преосвященный Митрофан викарий Муромский, проведши ночь в пути, поспешил почтить усопшего 87-летнего старца. При большом стечении горожан торжественно, собором двенадцати иереев, во главе с Архипастырем, совершен был над почившим чин погребения монахов». До настоящего времени в обители сохранилось возле алтарной апсиды Благовещенского храма увенчанное крестом надгробие архимандрита Иннокентия (Никольского).

В 1916 г. епископ Митрофан становится членом-учредителем Муромского научного общества, также членом попечительского Совета и преподавателем Муромского духовного училища. В этом же году он утверждается как покровитель Общества вспоможения нуждающимся ученикам Шуйского духовного училища и членом Муромского общества хоругвеносцев.

Многогранная и плодотворная деятельность епископа Митрофана на церковном поприще была отмечена следующими наградами: орденами Святой Анны III-й степени в 1900 г., Святого Владимира І?-й степени в 1905 г., Святого Владимира Ш-й степени в 1909 г., Святой Анны І-й степени в 1915 г.

9 июля 1918 г. восстание белогвардейцев в Муроме.

Духовенство и, в частности, епископ Митрофан во время захвата власти белогвардейцами, сыграли роль возбудителей масс против народной власти — власти советов. Хорошо характеризует отношение духовенства и епископа Митрофана к Советской власти то собрание, которое было устроено духовенством еще 2 февраля 1918 года, в праздник Сретения, в церкви Ивана Предтечи, на Советской площади. Собрание это было часов в 7 вечера.

«Еще подходя к церкви, я заметил экипажей семь собственных, принадлежащих буржуазии, а в церкви, приблизительно, человек 600 народа. Народ был всех сословий и классов. В церкви стояли столы, покрытые красным сукном, а вокруг них сидели духовенство и купечество. Около толпились дамы и интеллигентная публика. До моего прихода говорились речи, и начала я не застал. Епископ Митрофан был здесь и благословлял народ, стоя на амвоне. Бывший офицер Мяздриков, впоследствии принимавший видное участие в восстании 8—9 июля, читал послание патриарха Тихона, где говорилось, что Советская власть посягает на церковь и ее достояние. По прочтении послания Мяздриков говорил речь, призывал народ сплотиться на защиту церкви, на которую посягают большевики. Говорили и другие ораторы о том, что большевики хотят обобрать церкви, притеснять веру христианскую, что власть захватили евреи и что надо твердо стать на оборону церкви. Епископ, стоя на амвоне, при мне речей не говорил, а лишь сочувственно слушал и время oт времени благословлял народ и ораторов. Я тоже попросил слова и с трудом его добился. Я стал говорить, что вы сами здесь оскорбляете церковь, говоря в храме молитвы слова, дышащие злобой и ненавистью к людям; мне тогда не дали говорить, и возбужденная толпа стащила меня с места, где я стоял, и чуть не избила. Я их усовестил лишь тем, что, обратясь к епископу, закричал: «надеюсь, что в церкви-то у нас не будут драться». Меня отпустили и я ушел в красную гвардию, где сообщил о происходящем в церкви, но когда в церковь пришли красногвардейцы, никого уже не было и она была заперта» (Лепихин).

Утром 9 июля состоялся городской крестный ход и были отслужены благодарственные молебны.

Гонения, последовавшие в связи с подавлением белогвардейского восстания в Муроме в июле 1918 г., отразились и на дальнейшей жизни преосвященного Митрофана. Участники белогвардейского восстания (в большинстве своем ни в чем не повинные люди) были безжалостно наказаны. Родственница владыки была матерью одного из главных организаторов восстания — полковника Н.П. Сахарова. Вследствие этого епископ Митрофан был привлечен к судебному процессу.

Летопись Муромского Троицкого женского монастыря сообщает: « 19 сентября (1918 г.) заключен в арестный дом Епископ Муромский Митрофан, временно проживавший в игуменской келье Тройского монастыря, ввиду того, что Спасский монастырь реквизован».

Высшее церковное руководство в лице Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода попыталось выправить дальнейшее пребывание владыки Митрофана на Муромской кафедре. Указом Высшей Церковной власти от 15/28 октября разрешено перенести местопребывание Муромских викарных епископов из Спасского монастыря в Благовещенский монастырь, с назначением Преосвященного епископа Муромского Митрофана настоятелем Муромского Благовещенского монастыря, предварительно освободив его от настоятельства в Спасском монастыре. Но это судебное дело получило дальнейшее развитие и обернулось для епископа Митрофана непредвиденными последствиями. Он так и не смог приступить к исполнению настоятельских обязанностей в Благовещенском монастыре.

Из опроса свидетелей, привлекавшихся по этому делу, епископ Митрофан характеризовался как добрый и отзывчивый человек. Иеромонах Антоний, бывший насельником Спасского монастыря и состоявший в доверительных отношениях с епископом Митрофаном, отмечал по этому делу следующее: «епископ Митрофан отстранялся от всякого обсуждения политики, что для них (то есть для братии Спасского монастыря) были так безразличны указания духовного центра, что если бы вместо упоминания слова “царь” было приказано поминать любое имя, то для монастыря это было бы совершенно безразлично». На вопрос председателя суда, какие отношения были у братии с епископом, не побаивались ли, иеромонах Антоний ответил: «нет, у нас было просто, свободно...».

Влияние на Муромское духовенство преосвященный Митрофан оказывал значительное. Каждое его слово принималось и исполнялось клириками, не только потому, что он занимал высокое положение, но как слово, исходящее от доброго и рассудительного архипастыря, имеющего за своими плечами большой жизненный и духовный опыт. Интересные детали из жизни преосвященного Митрофана сообщил на судебном процессе чекист Тагунов: «Епископ Митрофан оказывал большое влияние на местное духовенство и купечество. Это был богатый гражданин духовного сана, имел хороший выезд, квартиру в монастыре с обширными комнатами, мягкой мебелью, с кухней и поваром. Имел прием богатых людей, участвовал в тех благотворительных учреждениях, где заседали местные тузы. Расходы епископа были ничтожны, вроде жалования повару 6 руб. в месяц, и потому было странно, что при обыске у него была найдена такая маленькая сумма денег, как 2 тыс. руб...». Чекисту Тагунову было невдомек, как это может быть, чтобы «церковные чиновники» такого ранга, находясь на высоте духовного и светского положения, а могли жить такой простой, скромной и нестяжательной жизнью.

Губернский Революционный Трибунал приговорил: «Епископа Митрофана признать виновным, но за старостью лет от наказания освободить, лишив, однако права проживания в Муроме и Муромском уезде; монастырь же (Спасо-Преображенский) как очаг контрреволюционных сил закрыть...».

После окончания судебного процесса последовала принудительная высылка Преосвященного Митрофана в Рязань в феврале 1919 года. Назначение его 3 мая 1919 года епископом Михайловским, викарием Рязанским, не смогло поправить расшатанное судебными волокитами здоровье владыки.

Уклонился в обновленчество и 28 июня 1922 года был избран членом Рязанского церковного управления. 17 июля того же года обновленческого ВЦУ утверждён в этой должности.

Скончался 27 декабря 1922 года в Рязани. Похоронен в Архангельском соборе Рязанского кремля.