ПЕРСОНАЛИИ  >  Житие


«

Тамара (Лихарева Александра Васильевна) – игумения  


Игумения Тамара (Лихарева)


Последней настоятельницей первоклассного Успенского монастыря г. Александрова Владимирской епархии была игумения Тамара (Лихарева). Родилась Александра Васильевна в 1866 году. Она происходила из дворянского звания, отец – коллежский ассесор Василий Яковлевич служил чиновником при Мариинской больнице в Москве, мать звали Екатерина Ивановна. Брат – священник Леонид Васильевич. Сестры – Софья Васильевна Крутякова – жена священника Покровской церкви г. Рузы Иоанна Крутякова, Любовь Васильевна (в 1931 г. – 71 год, проживали вместе), Мария Васильевна. Образование получила домашнее: обучалась российской грамоте и писать. По показаниям самой иг. Тамары на допросе в 1931 г., закончила городскую школу (гимназию?) в Москве в 1883 году.

В 1883 году, восемнадцати лет, Александра Васильевна года поступила на жительство в Александровский Успенский монастырь, где игуменией была ее родная тетя, сестра отца Евфрасия Лихарева. 23 августа 1885 указом ей разрешено проживание в нем, но только через шесть лет. 13 ноября 1891 года, указом была определена послушницей этого монастыря. 7 ноября 1892 г. определена в штат на монашескую вакансию. 24 июля 1907 года послушница Александра была пострижена в монашество с наречением имени Тамара.

За труды по обучению в монастырской школе рукоделию послушнице Александре преподано благословение Его Высокопреосвященства архиепископа Владимирского и Суздальского Сергия (Спасского) 29 окт. 1897 г. За те же труды при школе преподано благословение Святейшего Синода с грамотою 6 мая (июня) 1901 г.

Указом от 10 января 1909 г. (ГАВО, ф. 566, оп.1, № 442), разрешено игумении Евфрасии «принять от жертвовательницы вдовы Екатерины Ивановой Лихаревой и дочери её монахини Тамары 200 рублей и записать на приходы, а потом произвести на эту сумму стенопись в Серафимовском храме, принадлежащем монастырю, при станции железной дороги и записать израсходование в книгу расхода. За сие пожертвование удостоить похоронить пожертвовательниц, по кончине их, в монастырской ограде близ Успенского храма».

По указу 15 января 1911 г. монахиня Тамара утверждена в благочиннической должности. (ГАВО, ф. 566, оп.1, № 449). 27 ноября 1913 года, после кончины игумении Александровского Успенского монастыря Ефрасии (Лихаревой), она была назначена Настоятельницей обители, а 15 декабря 1913 года – возведена в сан игумении.

2 июня 1917 года игумения Тамара, по ходатайству Епархиального начальства, была удостоена Святейшим Синодом награждения наперсным крестом. Разнообразные усердные труды матушки Тамары были отмечены духовными и светскими наградами.

В 1923 году Александровский Успенский монастырь был закрыт.

По показаниям самой матушки, в первые годы революции в 1918-1919 г. у руководителей монастыря часто советской властью проводились обыски, искали оружие по доносу, у игумении Тамары также был обыск. В конце 1922 г. или в начале 1923 г. она была арестована, судима в 1923 г. в г. Александрове за укрытие имущества, осуждена на 2 года лишения свободы. Находилась под арестом вместе с другими руководителями монастыря около полутора лет. Со дня революции была лишена избирательных прав.

С 1924 года проживала в г. Рузе Московской области в доме № 43 по ул. Социалистической у родной сестры С. В. Крутяковой, жены священника Покровской церкви отца Иоанна, вместе с другой престарелой сестрой Любовью Васильевной. Занималась рукоделием, шила одеяла на продажу.

По доносу была арестована на основании ордера ПП ОГПУ Московской области от 19 мая 1931 г., в квартире произведен обыск, при этом изъяты все кресты, в том числе золотой, серебряные и с украшениями, металлическая (золотая?) икона, медальон, часы, цепочки, нитки и ткани для стегания одеял, переписка.

Около 1942 года матушка приехала в местечко Павшино под Москвой к брату, священнику Леониду Васильевичу Лихареву, который был за штатом, не служил. Матушка Тамара жила в угловой комнате дома вместе с братом. В красном углу было много икон, но ни одной не сохранилось – все раздали после ее смерти. Сын отца Леонида Сергей погиб на фронте в 1941 году, остались его жена и четверо детей. Жили впроголодь. Одевалась матушка Тамара в монашеское, в руках всегда держала четки. Несколько раз приезжали к ней женщины, одетые в длинное черное платье. В храм она ходила редко, по немощи, так как храм был довольно далеко от дома. Игумения Тамара вернулась из заключения очень больная, немощная, с трясущейся головой, но сохранила доброту, тихость. Сначала ходила без палочки.

Несколько раз матушка Тамара приезжала в город Петушки Владимирской области, в котором жило много монахинь, освободившихся из заключений и ссылок. Жившая в городе Петушки схимонахиня Лидия (Золотова) вспоминала: «Я видела матушку Тамару один раз, кажется, в 1948 году, но образ ее неизгладимо запечатлелся в памяти. Она была небольшого роста, средней полноты, у нее тряслась челюсть, и она заикалась. Но несмотря на это производила такое приятное впечатление, что не наглядишься. У нее была очень добрая душа, не было вспыльчивости, раздражительности. Приезжала в Петушки одна, без провожатых, с палочкой. Одевалась в монашеское: черный подрясник, апостольник, пальто средней длины. Была разговорчивая, веселая. В тот раз мы вместе ночевали: игумения Тамара, монахиня Евфросиния, и я у печки. Они всю ночь разговаривали, больше говорила матушка Тамара, но о чем – я не помню. Со слов монахини Евфросинии, одна из монахинь, живших в Петушках, впала в прелесть, стала высоко о себе думать – и матушке Тамаре удалось привести ее к покаянию, кончина ее была блаженной. Матушка Тамара приезжала в Петушки на неделю – не могла оставить надолго больного брата».

Скончалась игумения Тамара около 1953 года и была погребена за алтарем Боголюбского храма в Павшино.

Источники, использованные для составления жития:

  ГАВО, ф. 566, оп.1, № 461, Ведомость о настоятельнице 1914 г.
  ГАРФ фонд № 10035, оп.1, дело П-37111