ПЕРСОНАЛИИ  >  Житие


«

Гурий (Степанов Алексей Иванович) - архиепископ  


Иерей Павел Кириллов, биографическое исследование.
Архиепископ Суздальский Гурий (Степанов).


Гурий (Степанов), архиепископ Суздальский (1880-1938), в миру Степанов Алексей Иванович. По выписке из 1-й части метрической книги о родившихся в 1880 году, мы видим, что родился он 3 октября 1880 года в Казанской губернии, в г. Чебоксары Тогашевского уезда, в крестьянской семье. Числился 16-м по счету, родившимся за 2 октября 1880 года. В дальнейшем, учась в Казанской Духовной семинарии, он указывается по местожительству: г.Чебоксары, Соборная гора, дом матери. Крещен он был 12 октября в Введенском кафедральном соборе г. Чебоксар. Крещение его совершил протоиерей Селивестр Богородицкий с дьяконом Алексеем Романовским и псаломщиком Андрианом Багиндинским. О родителях же Алексея можем сказать следующее: отец его, отставной унтер-офицер Иван Степанов, служил в кадре постоянным матросом и рабочим Кронштдатского порта, старшим надзирателем. Мать его – Ольга Ивановна Степанова, оба православного вероисповедания.

Он окончил Чебоксарское городское училище в 1893 году и духовное училище в 1896 году, но о том, как он учился там, сведений мы не имеем. Среднее образование получил в Казанской духовной семинарии, в которой обучался с сентября 1896 года по июнь 1902 года.

По результатам обучения в Казанской духовной семинарии в аттестате воспитанника Алексея Степанова имеются следующие сведения: из 29 оценок по учебным дисциплинам – 24 отличных и 5 хороших оценок.

По окончании семинарии в 1902 году Алексей поступил в Казанскую духовную академию, которую закончил в 1906 году.

Как известно, в то время, с 1900 г., в Казани начинается старческая деятельность старца Гавриила. Из числа духовных чад и учеников старца Гавриила Седмиезерного особо теплые отношения складываются со студентами и преподавателями Казанской Духовной Академии, особенно из монашествующих. Приведем одно воспоминание. Однажды к о. Гавриилу пришли трое друзей-студентов: один из них будущий архиепископ Вологодский Стефан (Знамировский), затем Алексей Степанов – будущий архиепископ Суздальский Гурий, и Михаил Холмогоров – будущий архимандрит Симеон (все трое приняли впоследствии мученическую кончину). Об этом повествует владыка Стефан, говоря: «старец встретил нас словами: «Вы, верно, думали увидеть схимника всегда плачущего и худого, а вот видите, какой я толстый и всегда веселый». Из этих слов видно, что о.Гавриил любил шутить и имел болезнь полноты. Из этой встречи явствует, что батюшка много говорил с будущими владыками Стефаном и Гурием, а о. Симеона как будто и не видел. Угощал студентов чаем, предлагал ночевать, но те спешили в Академию. Интересен и такой факт: когда старец прощался с последним, Михаилом, то благословил его на монашество, что вызвало возмущение друзей.

Еще будучи студентом Академии, 16 апреля 1905 года Алексей был пострижен в монашество и в этом же году был рукоположен в сан иеродиакона, а в 26 марте 1906 года возведен в сан иеромонаха.

Завершая обзор обучения его в академии, скажем о его успеваемости, а именно о том, что, в отличие от семинарии, где он имел 5 хороших оценок, успехи в академическом курсе значительно более высокие, т.е. оценка отлично стоит по всем дисциплинам, изучавшимся в академии. Он окончил курс Академии при отличном поведении первым магистрантом, в течение академического курса состоял на монгольском отделе миссионерской группы.

Принимая во внимание рекомендацию бывшего доцента Академии архимандрита Иннокентия об отличных успехах в занятиях предметами монгольского отдела миссионерского отделения, а также прекрасное курсовое сочинение, Советом Академии 21 июня 1906 года кандидат богословия иеромонах Гурий был утвержден на исполняющего должность доцента и преподавал на кафедре калмыцкого языка с соединенными с ним предметами.

На открытых 17 марта 1889 года двухгодичных миссионерских курсах при Казанской духовной академии, которые уже с 1 января 1899 г. помещались в Спасо-Преображенском монастыре (в Казанском кремле), иеромонах Гурий в 1906-1907 г. преподавал историю миссии, этнографию монгольских племен и калмыцкий язык.

Определением Совета Академии от 22 января 1909г. был удостоен степени магистра богословия, а 27 января Высокопреосвященным Никанором, Архиепископом Казанским и Свияжским, утвержден в звании доцента Академии.

6 мая 1909 г. в воздаяние отлично-усердной службы, ко дню рождения Его императорского Величества, Св. Синодом удостоены различными награждениями многие преподаватели Академии, о. Гурий же был удостоен права ношения наперсного креста.

По ходатайству Преосвященного Никанора, Архиепископа Казанского и Свияжского, Святейшему Правящему Синоду от 29 октября 1910 г. об утверждении в должностях экстраординарных профессоров, вместе с доцентами свщ. Н.Н. Писаревым, Е.Я. Полянским 29 сентября 1910 года иеромонах Гурий был утвержден в звании экстраординарного профессора академии.

За воздаяние отлично-усердной службы ко дню рождения Его Императорского Величества, 6 мая 1911 г., многие из числа профессоров и доцентов Академии были пожалованы различными наградами. Экстраординарному профессору иеромонаху Гурию за труды на Миссионерском съезде в 1910 г. наградой от Св. Синода была Библия.

В 1914г. ко дню рождения Его Императорского высочества Государя Императора всемилостивейше предоставлен Ректор Академии преосвященнейший Епископ Анатолий к ордену св. равноапостольного князя Владимира 3-й степени, пожалованы ордена лицам из преподавательского состава. Инспектору Академии архимандриту Гурию был пожалован орден св. Анны 2-й степени.

Архимандрит Гурий Степанов также участвовал в 1917-1918 гг. в Поместном Соборе Русской Православной Церкви. После того, как большинство членов Собора высказалось за восстановление патриаршества, встал вопрос о том, кто же может быть патриархом. 30 октября 1917 года было решено приступить к избранию кандидатов в патриархи. Возник вопрос: можно ли выбирать кандидата из мирян. Звучали разные мнения. Этот вопрос был поставлен на Поместном соборе 8 февраля 1918 г. в связи с обсуждением представленного епископом Челябинским Серафимом (Александровым) доклада «Об органах епархиального управления», подготовленного Отделом по епархиальному управлению. Одна из статей предусматривала, что кандидатами на епископскую должность могут быть монахи, неженатые белые священники и миряне, начиная с 35-летнего возраста. Архимандриты Гурий (Степанов) и Иларион (Троицкий), отстаивали исключительное право монахов на должность епископов. Защищая рясофор, И.М. Громогласов и о.Гурий подчеркивали, что народ привык видеть в епископе монаха. В результате дискуссий статья 17 о кандидатах в епископы, включенная в определение Поместного Собора от 22 февраля 1918 г. «Об епархиальном управлении», сохранила положение о рясофоре.

В1920 году академия продолжала свою деятельность в тяжелых условиях советской власти. За первое полугодие состоялось лишь четыре заседания Совета академии. Посещаемость академии давала знать о положении дел. Девять из членов академии не присутствовали из-за ухода с белочехами. Часть отсутствовала по «домашним обстоятельствам» или болезни. Из 34 имеющих право присутствовать на Совете, на третьем заседании присутствовал 26 апреля (9 мая) 21. На этом заседании проходили выборы нового помощника ректора, т.к. архимандрит Гурий (Степанов) был назначен на Алатырскую кафедру и его ожидала архиерейская хиротония.

В тяжелое время гонения Церкви советской властью на долю иерархов выпала незавидная участь. Нестроения и смуты в Церкви помимо оппозиционной государственной власти разжигали и «сторонники Церкви», такие как обновленцы и другие раскольнические объединения. События церковной жизни, последовавшие за кончиною Святейшего Патриарха Тихона, приняли столь стремительный и запутанный характер, что ориентироваться в них, не имея достаточной к тому подготовки и некоторых специальных знаний, крайне сложно. Мы будем руководствоваться имеющимися в нашем распоряжении материалами, касающимися именно нашей темы. В это время советская власть широко поддерживала обновленцев и старалась склонить местных тихоновских православных епископов на соединение с последними: упорствующие арестовывались и ссылались, колеблющимся сулили всякие блага, при условии их перехода в обновленчество. В результате нажима создавалась неуверенность в ряде отдельных местностей.

В 1919-1920 г. архимандрит Гурий стал управляющим Московского Сретенского монастыря.

В 1919 г. 2(3?) октября был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Освобожден вскоре.

С 1919 по 25 января 1920 г. был настоятелем Покровского монастыря в Москве.

26 января 1920 г. хиротонисан во епископа Алатырского, викария Симбирской епархии.

Также в этом году он опять становится управляющим Покровского монастыря. Перед арестом проживал в Даниловом монастыре у епископа Феодора (Поздеевского).

27 июня 1920г. епископ Гурий (Степанов) был арестован в Московском Даниловском монастыре вместе с епископом Феодором (Поздеевским) без предъявления обвинения, в связи с тем, что при проведении обыска в монастыре у его ворот собралась толпа. И уже 26 июля осужден Президиумом ВЧК «за агитацию против Советской власти» на заключение в лагерь «до конца гражданской войны». Обвинение по делу официально не было предъявлено. По амнистии 7 ноября 1920 г. заключение в лагере до конца гражданской войны заменено тюремным заключением на 5 лет.

Сначала в 1920 г. он содержался в Бутырской тюрьме, а 25 августа 1920 г. находился в заключении в Таганской тюрьме в Москве. Из письма будущего Святейшего Патриарха Алексия своему духовнику от 17 мая 1921 г. узнаем, что преосвященный Гурий (Степанов) сидит в Таганской тюрьме в одной камере с преосвященным Феодором и митрополитом Кириллом. У них чисто, много им посылают, так что со стороны внешней они обставлены хорошо. Надежды на Казань у Кирилла нет, в смысле возвращения туда. Патриарх хочет в случае его освобождения, о чем хлопочут его благодетели, назначить его в Киев, где, по словам Патриарха, происходит нечто невообразимое в смысле церковного хаоса: архиереи друг друга предают анафеме – полная разруха. Но митрополит Кирилл не желал бы этого назначения, это значило бы ехать на верную смерть, по его словам. В воспоминаниях В.Ф. Марциновского, описавшего тюремную обстановку того времени, читаем: «выходя на прогулку, по железным лестницам из разных этажей спускаются заключенные; поблескивая синими очками, низко сидящими на несколько коротком носу, спускается медленно по лестнице епископ Гурий». Также известно, что по многочисленным просьбам заключенных богослужения были разрешены и для этого было отведено в тюрьме школьное помещение. Служил обычно митрополит Кирилл, с сослужащими епископами Феодором и Гурием, игуменом Ионой, управляет хором бывший обер-прокурор Св.Синода А.Д. Самарин. Митрополит Кирилл, епископы Феодор (Поздеевский) и Гурий (Степанов) в одной камере помещались неслучайно, т.к. они были выходцы из Казанской епархии. Марциновский описывает свое посещение камеры владыки Кирилла: митрополит сидел на койке, слева Феодор, справа Гурий. Владыка Гурий был склонен к полемике, но говорил более мягко, чем Феодор: «Это большой грех, что вы пренебрегли Таинством Крещения, совершенным над вами в детстве. Вы должны покаяться и лишь после этого мы можем допустить вас до причащения». Я изложил свои взгляды епископам, они пожали плечами, но не изменили своего требования.

На 25 февраля 1921г. вл. Гурий находился в Таганской тюрьме, в камере 160. 24 марта 1922г. освобожден и определен на поселение в Москве без права выезда. Дела епископа Гурия (Степанова) в ведомстве Екатерины Павл. Пешковой были зарегистрированы 25 февр. 1921 г. под №№ 1534 и 1535, но только 3 февр. 1922 г. подана докладная записка в Московский Губернский Отдел Юстиции с просьбой применить к нему амнистию и сократить срок осуждения на одну треть. Но через месяц в просьбе было отказано со ссылкой на применение уже амнистии 1921 года [ГАРФ, ф. 8419, оп. 1, д. 51, л. 7]. Однако, как видно, ходатайство было направлено и во ВЦИК, который оказался отзывчивее органов правосудия.

По освобождении из заключения, с марта 1922 по июнь 1923 года, епископ Гурий занимает должность управляющего Покровского миссионерского мужского монастыря в Москве.

В июле 1923 г. владыка Гурий был назначен временно управляющим Петроградской епархией. Ознакомившись на месте с тяжелым положением РПЦ в этой епархии от засилья обновленцев, он тотчас же покинул Ленинград и уехал в Псково-Печерский монастырь, где поступил в число братии. В этом же году был арестован за «нахождение в пограничной полосе» и содержался в Псковской тюрьме, но вскоре был освобожден.

24 февраля 1924 г. епископ Гурий поставлен в архиепископа Иркутского и в этом же году опять назначен в Москву в Покровский мужской монастырь, где и числится по месту жительства: Москва, Покровский мужской монастырь, Покровский туп., 10-2. И в этом же году арестован и освобожден и продолжил управление Покровским монастырем.

25 декабря 1924 г. (7 января 1925 г.) архиепископ Иркутский Гурий (Степанов) участвовал в оглашении исторически важного для Церкви завещания Святейшего Патриарха, где состоял в числе архипастырей Русской Православной Церкви сделавших заключение, что митрополит Петр не может уклониться от послушания во исполнение воли почившего и должен вступить в обязанности Патриаршего Местоблюстителя.

19 апреля 1925 г. архиепископ Гурий подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому). Число иерархов, подписавших акт о вступлении митрополита Крутицкого Петра в права патриаршего местоблюстителя, составляло 60 человек, из которых часть, включая владыку Гурия (Степанова), к концу 1926г. оказалась в заключении.

Вступив в права местоблюстителя, митрополит Петр продолжал позицию противления обновленчеству и прочим расколам. Власти ожидали от митрополита компромисса с обновленцами, но патриарший местоблюститель своим посланием от 28 июля 1925 г. резко отклонил всякую возможность переговоров с обновленчеством. К тому же его окружали архиереи «даниловской» группы, разделяющие его взгляды.

В связи с опустевшим местоблюстительским местом 11 ноября 1925 года комиссией по проведению декрета об отделении Церкви от государства принято решение ускорить раскол в Церкви. Это означало арест ГПУ тех, кто мог возглавить Русскую Православную Церковь и кто бы воспротивился бы проводимой государством антицерковной политике. Несмотря на все объяснения местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и на отсутствие какой бы то ни было за ним вины, 10 апреля 1926 года ему предъявили обвинение в контрреволюционной деятельности. Направленный владыкой протест заместителю начальника ГПУ, где он взывал к справедливости, не дал результата. И 5 ноября 1926 года он был приговорен к трем годам ссылки.

Пытаясь изолировать митрополита Петра от влиятельного епископского окружения, ГПУ устроило аресты сторонников патриаршего местоблюстительства. 19 ноября 1925 г. был арестован в Москве архиепископ Гурий с другими иерархами по делу митрополита Петра (Полянского) , за то, что «принимал непосредственное участие в группировке монархических церковников и мирян, ставивших своей задачей использование церкви и церковного аппарата в антисоветских целях, для сплочения вокруг церкви реакционного элемента». Владыке Гурию, как и епископу Герману (Ряшенцеву), было предъявлено обвинение в том, что он состоял членом так называемого «Даниловского синода». Таким образом, с ноября 1925 по май 1926 года он находился под следствием в Бутырской тюрьме в Москве.

12 декабря 1925 митрополита Петра взяли во внутреннюю тюрьму на Лубянке. Одновременно была арестована целая группа проживавших в Москве архиереев, которые были, по мнению ГПУ, единомысленны с ним. Это были архиепископы Николай Владимирский, Пахомий Черниговский, Прокопий Херсонесский и Гурий (Степанов) Иркутский, и епископы Парфений Ананьевский, Дамаскин Глуховский, Тихон Гомельский, Варсонофий Каргопольский и другие. Коммунисты устранили последнего канонического предстоятеля Российской Церкви и были готовы теперь представить своего кандидата на Всероссийский престол.

Основные аресты совершились 30 ноября в Даниловском монастыре. В это время григорианцы оформились как отдельная раскольничья группа. А местоблюстительство занимает вместо отказавшегося митрополита Агафангела митр. Сергий (Страгородский).

21 мая 1926 года Особое совещание при коллегии ОГПУ СССР приговорило Амвросия (Полянского), Прокопия (Титова), П.В. Истомина – к трем годам концлагеря; Николая (Добронравова), Дамаскина (Цедрика), Иоасафа (Удалова) и А.Д. Самарина, Гурия (Степанова) – по обвинению «член контрреволюционной монархической церковной организации «Даниловский синод»» по статье ст.62,68 УК РСФСР приговорили к 3 годам ссылки через ПП ОГПУ в Сибирь. Это групповое дело названо «Дело митрополита Петра (Полянского) и др., Москва, 1926г».

С мая 1926 года по 7 октября 1928 года он находился в ссылке в Якутске. По другим данным в 1926-1928 гг. был на Соловках.

В 1927-1931 годах находившийся в Арзамасе архиепископ Гурий (Степанов), написал исследование «Богозданный человек: Опыт православной традиции жизни», во второй главе которого раскрывается учение об искуплении. Автор признает неудовлетворительными обе крайности, допускаемые при объяснении тайны искупления: так называемую юридическую теорию искупления и теорию, именуемую нравственной.

В 1928 г. 8 октября по постановлению ОСО при Коллегии ОГПУ СССР вл. Гурий приговорен к высылке на три года (с прикреплением к определенному местожительству).

28 июля 1930 г. по постановлению ОСО при Коллегии ОГПУ СССР досрочно освобожден. Но еще будучи в ссылке с 25 июня 1930 года был поставлен архиепископом Костромским, но от управления епархией отказался.

С 13 июля 1930 года был назначен на должность архиепископа Суздальского, викария Владимирской епархии.

Следует заметить, что епископ Гурий (Степанов) и ряд других архиереев обвинялись в том, что «составили так называемый «Даниловский синод» и служили в качестве такового проводниками всех указаний двух бывших обер-прокуроров – Самарина и Саблера, устраивая совещания и советы между собой для обсуждения вопросов практического проведения самарино-саблеровской линии, как например, в вопросе об оставлении Киевской митрополичьей кафедры за белогвардейским эмигрантом Антонием Храповицким; для обсуждения и корректирования готовящихся к выпуску документов митрополита Петра, как например, декларации, и в придании этим документам антисоветского характера; для сообщения и распространения сведений о движении эмигрантской части церкви, зачистки контрреволюционных документов, для обсуждения вопросов о воздействии на митрополита Михаила и т.п., поделывая все это для отвода глаз или за обедом, или тотчас после него».

А уже 8 мая 1931 году Владыка Гурий сам был арестован по делу «филиала ИПЦ» и отстранился от церковной жизни. Был духовным писателем. Сотрудничал в журнале «Жизнь Востока». Автором делались неоднократные попытки узнать в редакции журнала «Жизнь Востока», под каким псевдонимом писал он свои статьи в этом журнале, но они ни к чему не привели. Далее мы видим, что был осужден в 1932 году по обвинению в «участии в филиале контрреволюционной церковно-монархической организации «Истинно-Православная Церковь»». По этому групповому делу его приговорили к 3-м годам ИТЛ в Новосибирской области.

В 1937(1938?) г. был арестован в ИТЛ под Новосибирском и приговорен к высшей мере наказания – расстрелу.

Ныне же в наше время в память о нем в Чувашской Республике, Красноармейском районе, селе Красноармейское, есть улица имени Гурия Степанова. Также в селе Красноармейское находится памятник Гурию Степанову.

Источник:

http://kds.eparhia.ru/www/script/ps16_arh_gury_37739930556.html