ПЕРСОНАЛИИ > Житие
Сушко Николай Сергеевич - протоиерей
Протоиерей Николай Сергеевич Сушко
В процессе нашей поисково-исследовательской работы ловим себя на мысли, что хотелось бы окончательно закрыть Базу данных о пострадавших и поставить точку в этом деле, но, увы, в работе с архивами периодически всплывают новые имена, детали жизни, служения, арестов и ссылок духовенства и мирян нашей епархии. Для полноты понимания судьбы, характера, социально-бытовой и духовной жизни того или иного человека приходится искать документы, личные дела, собирать воспоминания, обращаться к памяти людей, переживших те трагические события и, главное, помнящих имена тех, кого вырвала из мирной жизни репрессионная волна.
Сегодня мы вспоминаем замечательного батюшку, настоящего труженика Церкви Христовой, доброго и кроткого, по воспоминаниям его паствы, многолетнее служение которого в качестве настоятеля храма Великомученика и Победоносца Георгия в селе Ильинском Киржачского района по сей день приносит духовно-благодатные плоды, а в память о доброделании пастыря, тропинка к его могиле никогда не зарастает.
Отец Николай Сушко родился в простой крестьянской семье села Спасского Приморского края (ныне г. Спасск-Дальний) 15 февраля 1898 года. В 1910 году окончил местную Министерскую пятиклассную школу, по окончании которой работал сельскохозяйственным рабочим до призыва в армию. В 1917 году Николай был призван на воинскую службу и в 1921 году уволен в запас по состоянию здоровья. В этом же году молодым парнем ушёл послушником в Свято-Троицкий мужской монастырь Приморского края, где нёс подвиг послушания до упраздения монастыря и разгона монашествующих в 1925.
Из кратких воспоминаний духовных чад батюшки известно, что монастырскую жизнь Николай познал в расцвете юности, когда посещал с дедом, Николаем Корнильевичем Сушко, Свято-Троицкий Николаевский монастырь Усурийского края, тогда же и воспылал любовью к уставу монастырской жизни и братскому общежитию. Ему посчастливилось почерпнуть духовный опыт у архимандрита Сергия (Озерова) и игумена Пантелеимона (Максунова), впоследствии епископа Владивостокского и Камчатского.
После событий 25-го года будущий священник поступил на работу при церкви села Владимировка Приморского края, где с любовью к Церкви Христовой и богослужениям трудился псаломщиком и сторожем, неся тайный подвиг монашеского послушания.
В 1931 году, попав в немилость к местным властям, по доносу в анти-советской деятельности, был арестован, заключён в тюрьму, а после - административно выслан в Нарымский край Сибири, где провёл три года в составе Товарищества по плодово-ягодным заготовкам и различным сельхозработам.
ЗПосле отбытия срока подался в город Барнаул в совхоз №4 где числился кузнецом до 1937 года. Пройдя скорбный путь жизненных испытаний и понимая, что нужно уезжать, дабы избежать преследований – прибыл во Владимирскую область, а точнее, в Андреевский погост Киржачского уезда, где продолжил свой подвиг псаломщика при храме Новосёловского сельсовета.
Как водилось в то время в церковной среде, для того, чтобы не попасть под уголовную статью за "тунеядство", устроился ночным сторожем в лесничество деревни Ветги Владимирской области и проработал там до 1941 года. В первые месяцы Отечественной Войны, Николай Сушко был призван в армию и отправлен на фронт, но уже в 1943 был демобилизован по сотоянию здоровья.
Про ужасы войны батюшка вспоминать не любил, но постоянно повторял: "...страшно было, очень страшно! Нет ничего страшнее войны". Он крепко жалел послевоенных сирот и вдов и всячески им помогал. Что касается репресии, то это отец Николай считал великим опытом для себя: "... это был период такой крепкой молитвы и поста, нестерпимого желания жить и потрудиться во имя Господне!"
Послевоенные годы жизни и служения Николай Сушко провёл в качестве псаломщика и регента при храме села Ильинского Киржачского района, где его усердие к богослужению и нескончаемое трудолюбие было отмечено архиепископом Владимирским Онисимом, который рукоположил его во диакона, а затем священника в 1954 году и назначил настоятелем Георгиевского храма в том же селе.
Более 30 лет отдал священнеческому служению отец Николай в Георгиевском храме. Только во внимание к 86-летнему возрасту батюшки был почислен за штат на заслуженный отдых с предоставлением права служения по желанию (состоянию здоровья). До последнего дня своей жизни, батюшка продолжал требоисправления и даже управлял церковным хором по-необходимости.
Отец Николай был приверженцем древних распевов усурийских монастырей и возрождал их в церковном пении своего храма. Издалека приезжали люди помолиться в Георгиевский храм, зная, что только там они смогут насладиться таким певческим искусством.
В ночь на 10 декабря 1989 года на 92-м году жизни отца Николая не стало. Скончался он скоропостижно от кровоизлияния в мозг. Все, кто знал батюшку, говорили о нём как о кристально чистом, бескорыстном, трудолюбивом и светлом человеке, который всю свою жизнь посвятил лишь служению Богу и спасению ближних.
Похоронили отца Николая у главной алтарной апсиды любимого храма под погребальный перезвон колоколов и пении "Вечной памяти".