НОВОСТИ


К 100-летию мученической кончины:
вопросы веры и нравственности в трудах священномученика
Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого»



Митрополит Евлогий (Георгиевский), лично знавший сщмч. Владимира (Богоявленского), так характеризует его: «Митрополит Владимир был старец чистейшей души. Застенчивый, не показной, незлобивый, необыкновенно кроткий, он всегда безропотно принимал испытания, которые выпадали на его долю» (1,286).

Сщмч.Владимир был неутомим в исполнении заповедей Христовых: согревал и питал голодных, лечил больных, первый шел с крестом и молитвой в холерные места во время эпидемии, служил молебны, призывал к покаянию. Где бы он ни служил, везде он заботился, в первую очередь,о распространении Слова Божия, о развитии религиозного образования и устроении Воскресных школ. Был замечательным проповедником, имел в обычае еженедельно в воскресенье вечером служить Акафист, после которого проводил душеполезную беседу или чтение.

Сщмч.Владимир был очень деятельным проповедником Евангелия и словом и делом. За его смирение и трудолюбие Господь его возвысил. Он был единственным иерархом Русской Православной Церкви синодального периода, последовательно занимавшим все три митрополичьи кафедры в Российской империи: в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. И пострадал он за Христа на берегу Днепра в Киеве первым из архиереев в январе 1918 г. Так, по словам отца Иоанна (Крестьянкина), « там, где крестилась Русь во Христа …., и с этого же места началось крещение Русской Церкви огнем и кровью».

Время служения сщмч.Владимира - начало XX-гo века - было ознаменовано особой социальной напряженностью в стране. Из-за массового отступления от веры, вольнодумства , по свидетельству митр. Владимира (Богоявленского), богатые капиталисты стали подавлять ремесленников и притеснять бедных вместо того, чтобы поддерживать их. Доведенные до отчаяния бедняки вынуждены были разрешать свой вопрос силой (2,13-16).

С другой стороны, как отмечает святитель, рабочему классу недоставало «...кое-чего не в денежном только кошельке, но еще более в живой вере». Он пишет: «Есть сейчас между рабочими немало людей, которые говорят, что нет никакого Бога» (2,31).

Таким образом, именно массовое неверие усугубляло ситуацию напряженности в стране. Ведь где есть вера, там есть и терпение с молитвой и надежда на Бога.

Кроме ненависти бедных к богатым в стране в то время также были очень распространены распущенность и пьянство. «Кто ежедневно читает газеты и наблюдает за преступлениями, о которых они извещают, - пишет свт. Владимир, - тот может представить себе эту страшную картину нравственной испорченности и развращения, которое развивается в нашем народе, вследствие упадка религиозного чувства и удаления от Церкви» (3,70). С горестью владыка указывает на распространенную среди молодежи «наклонность к чувственным удовольствиям и наслаждениям» (2,267-268). И юноши, и девицы школьного возраста «до глубокой ночи, - говорит он, - не стыдятся в публичных местах есть, пить, хохотать, шуметь и бушевать» (2,268). Очень многие, теряя целомудрие, впадая в воровство и пьянство, калечат свои души (5,38). Поэтому всю свою жизнь сщмч. Владимир посвятил проповеди о Христе и разъяснению того, каково же истинное достоинство человека и для чего он живет на земле.

Он не создал каких-либо систематических богословских трудов. Его наследие – это его проповеди и слова, многие из которых не сохранились. Говоря о Боге, о Церкви, он постоянно касался проблемы неверия в обществе.

Особое место в трудах сщмч. Владимира занимает тема семьи и воспитания детей. «Семья производит святых, — говорит он, — но она же может воспитать и сатану в образе человека» (2,253). Общество, Церковь — все состоит из членов семей. Роль семьи исключительно велика, считал он. Сборник бесед его о воспитании детей «Азбука православного воспитания» является прекрасным пособием для родителей. Также интересны мысли Святителя о борьбе с пьянством. В своей жизни сам Владыка соблюдал абсолютную трезвость.

Несмотря на то, что человек живет очень короткую земную жизнь, многие люди крепко привязываются к ней, замечает святитель Владимир (2,50). Безбожная идеология пропагандирует унизительный для человека животный образ жизни. Бог вочеловечился во Христе, чтобы научить нас, как жить, и чтобы сделать нас достойными Его Божественной благости.

Опровергая позицию материализма, святитель учит: «Человек более, чем животное» (2,51). То есть у него другая душа по сравнению с животным. Владыка учит, что «...со смертью не кончается жизнь человека, но только начинается» (7,61). Земная жизнь, по слову святителя, есть только приготовление к вечной жизни. «Это время Великого поста, за которым последует радостная Пасха», — пишет владыка (2,74). Воскресение Христово, по словам митрополита Владимира, есть величайшее чудо, доказывающее Его Божество.

Бог не оставил падшего человека. «Так высоко стоит человеческая природа в глазах Бога, что ее принимает Сам вечный Сын Божий и навеки соединяет ее в одном лице со Своей Божественной природой», — пишет святой отец (7,14-15). Благодаря Боговоплощению, человек возвысился до божественного достоинства и может вечно владычествовать с Господом, будучи соединен «с Его святым человечеством...» (7,15). Теснейшим образом христианин соединяется с Богом в Таинстве Святого Причащения.

Святые Таинства, по словам свт. Владимира, способствуют укреплению сверхъестественной жизни человека. Кроме того, по ним можно узнавать, «кто принадлежит и кто не принадлежит к Церкви» (2,196). По слову святителя, кто принимает святые Таинства, тот тем исповедует святую веру (2,197).

Мир, лежащий во тьме неверия, по невежеству своему почитает молитву за большую глупость, пишет святитель Владимир. Между тем, говорит он, «она есть главное упражнение в Богопочитании» (2,228). Молитва является источником Божией благодати, средством сохранения духовной жизни (2,233).По своему существу, пишет святитель Владимир, «молитва есть возношение ума к Богу», в котором «душа почерпает свет и жизнь из Бога, источника жизни» (2,227-228).

По слову Владыки, весь мир создан для прославления Бога. Кто не молится, тот являет свое неверие и нелюбовь к Богу, он постепенно делается полным безбожником. Такой человек, по слову Владыки, «хуже животного», которое «по-своему все-таки славит Творца своего» (2,228-229).

Святитель Владимир говорит, что если великий ученый не молится, то он стоит «ниже, чем простая бедная женщина, которая постоянно молится» (2,231).

Главной целью жизни человека является получение из «Божественной сокровищницы» благодати и сохранение ее до конца всей жизни (ср.6,41). Без молитвы же это, пишет он, невозможно (2,233). Отрицание неверием действенности молитвы, по мнению Владыки, объясняется нежеланием мира признать бытие личного Бога. Но «молитва, — говорит он, — полезна и действенна» (2,235). За это ручаются слова Господа: «Просите, и дастся вам...» (Мф.7,7). Священномученик Владимир Киевский призывает христиан не унывать, видя безбожие вокруг, но молиться с твердой верой в Божие всемогущество (9,85). Семейным людям святой советует молиться не только наедине, но и всей семьей. «Домашняя молитва, — пишет он, — освящает дом и обитателей его... теснейшим образом соединяет их с Богом» (2,237). Подтверждением этому, учит владыка, служат слова Христа: «...Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18,20).

Говоря о том, что и дома можно хорошо молиться, святитель, однако, напоминает о Божием установлении в воскресные и праздничные дни участвовать в общественной церковной молитве, «особенно за литургией». И затем предупреждает: «Кто стыдится этой молитвы, тому серьезно нужно подумать, не постыдится ли некогда и его Спаситель?» (2,237-238). «С почитанием воскресного и праздничных дней стоит или падает вера и религия вообще», - говорит он (2,285). «Чем лучше члены семьи соблюдают святость воскресенья, — пишет владыка, — тем выше стоит нравственная жизнь в таком семействе» (2,280).

Святитель Владимир призывает молиться за всех людей.

О вере и нравственности

Главной причиной беспорядка в жизни человека и общества сщмч.Владимир видел в отступлении от веры. «Где нет веры, там не может быть уже и никакой нравственности», - утверждал он (7,266). Он пишет: «Исторгни из человеческой жизни, как это делает неверие, веру в святого, милосердного и правосудного Бога, Который награждает за каждую добродетель вечным блаженством и за каждый тяжкий грех подвергает вечному мучению, исторгни с корнем эту веру из человеческого сердца, воспитай в таком неверии целое поколение, кто и что тогда будет в состоянии заставить детей почитать и любить своих родителей, вести честную, трезвую и целомудренную жизнь? Кто и что может тогда побудить супругов к исполнению супружеских обязанностей во взаимной и ненарушимой верности, любви и терпении? Что заставит тогда соблюдать строго честность и правду в своих житейских делах? Что предохранит его от лжи, обмана и недобросовестности? Что, наконец, может подвигнуть тогда самолюбивое человеческое сердце к деятельной, бескорыстной и самоотверженной любви к ближнему, если исчезнет всякая надежда на награду и наказание в будущей, загробной жизни?» (7,91-92).

О причинах и следствии религиозного неверия

Одной из главных причин неверия в бытие Бога сщмч. Владимир считает испорченное сердце человека. Он напоминает такую пословицу: «Каково твое сердце, таков и твой Бог...» (2,40-41). «Страшный господствующий порок чувственных наслаждений», говорит он, отуманивает «духовные очи» людей и «низводит человека с высоты небесной... В таком состоянии он не чувствует уже никакой потребности в приближении к Богу...» (10,11-12). Такой человек очень часто, не хотя оставить этого гибельного рабства греховным страстям, отвергает Божество Господа Иисуса Христа и Его Божественное Откровение, так как иначе необходимым становится подчиняться правде и закону Бога (2,93-95).

Другой причиной неверия святитель Владимир называет незнание порой даже самыми образованными людьми предметов веры. «Они не знают великого значения той искупительной Жертвы, которую принес Спаситель, не знают того источника блаженства, той пищи духовной, которую Он предлагает нам в Своих Таинствах ...» (10,7). Также многие ничего даже и не хотят знать о вере (2,197). Отсутствие христианского воспитания детей чаще всего служит началом безрелигиозной и безнравственной жизни. Лишившись христианского нравственного воспитания, молодые люди становятся рабами похоти и чувственных наслаждений.

Если раньше, пишет святитель, родители показывали ребенку добрый пример христианской жизни, все вместе ходили в храм, мать еще с пеленок учила младенца произносить сладчайшее имя Иисуса, то теперь в семьях дух религии уже не господствует. Откуда же в таком случае взять религиозность детей в будущем? «Кто в ранние годы не испытывал на себе силу веры, — пишет святитель Владимир, — кто не был приучен все нечистое и греховное побеждать благочестивыми упражнениями, для того, впоследствии, когда начнут пробуждаться дикие, низменные инстинкты, все средства Церкви теряют свое значение» (10,10).

Еще одна очень распространенная причина отпадения от Христа - это человеческий страх и человекоугодничество. Боясь насмешек и неприятия со стороны неверующего мира, многие переходят на сторону безнравственности, стыдятся исповедывать свою веру в Бога. «О, эта несносная трусость, этот отвратительный недостаток мужества... из-за мнения толпы! — восклицает святитель Владимир. — Здесь скрывается грабитель, разбойник!» (5,8)

. Основная причина неверия книжников и фарисеев в Божество Иисуса Христа «была в отсутствии в их сердце любви к Богу — в их самолюбии и славолюбии» (8,23-24). Считая себя мудрыми руководителями народа и видя, как этот народ идет за Христом, они позавидовали Его славе и возненавидели Его.

Здесь кроется, по мнению святителя Владимира, главнейшая причина неверия и бесцерковья его современников. Он пишет: «Разве неправда, что руководящим началом современного неверия служит мысль о бесконечном развитии разума человеческого, выше которого нет будто бы ничего?» (8,25). Материализм и безбожие, по словам святителя, как буря поднялись в конце XVII-гo века против Христа и Его Церкви и пронеслась, как опустошительный ураган, по всем странам Западной Европы. Тогда вся Европа, а теперь и Россия наводнилась антирелигиозной литературой. Так что многие бросаются «в объятия неверия». Последнее является для них увлекательным, по словам святителя Владимира, потому что снимает с них «бремя церковной дисциплины и пролагает широкую дорогу к удовлетворению животных страстей» (10,11).

Знатные и образованные перенимают с Запада вольнодумство, пресса же помогает распространению неверия, сбивая с толку своих читателей под предлогом просвещения (2,93). Проповедь неверия, по мнению святителя Владимира, началась «сверху чрез ученых и профессоров» на ученых кафедрах и в либеральных кружках.

Последствиями учений неверия, как считал святитель Владимир, станут повсеместное оставление христианской веры и революция, которая, «по ее внутреннему существу, есть вражда, восстание против порядка Божия на земле», то есть против Бога и Церкви и правителей, от Бога поставленных (3,60-61).

«Ничто так не извращает и не делает человека зверем, — пишет святитель, — как неверие, ...потеря страха Божия» (3,68). Потеря же страха Божия, по его мнению, ведет к жестокости и фанатизму, к дикому и разрушительному проявлению революционного духа. Далее он отмечает: «Богу, конечно, это никакого не может принести вреда, Церкви может дать только новых мучеников» (3,68). В скором времени, как известно, сказанное святителем действительно сбылось. И владыка сам в числе первых новомучеников пострадал за Христа.

О пороках и добродетелях

В результате отступления от веры, говорит владыка, стал господствовать дух безнравственности. «Где ничто Божественное не имеет уже никакого значения, там все более и более выступает на первый план все земное и чувственное..., — пишет он. — Пороки язычества снова воскресают в наше время, когда так много занимаются внешним образованием и приличиями» (2,266).

Лишившись христианского нравственного воспитания, молодые люди становятся рабами похоти и чувственных наслаждений. Не находя ничего приятного в родительском доме, они ищут себе удовольствия вне его, говорит святитель (2,268). «Есть и пить, плясать и играть — вот идеалы неверующего и безнравственного человека. И... как ужасно велика эта страсть в наше время!» — восклицает святой отец (2,267). И юноши, и девицы школьного возраста «до глубокой ночи», говорит он, «не стыдятся в публичных местах есть, пить, хохотать, шуметь и бушевать» (2,268). Здесь, по-видимому, лежит начало распущенности и пьянству — самым распространенным и губительным порокам.

Святитель Владимир с горестью замечает, что жизнь юноши от семнадцати до двадцати лет подобна переходу через Иерихонскую пустыню. Эта пустыня, по словам Владыки, создана похотью плоти и забвением слова Божия. «Здесь мы видим и трупы, и кости мертвецов... Здесь находите вы ограбленных до полусмерти и израненных», — пишет он (5,38). И мало тех, кто, по словам святителя Владимира, выйдя из Вифании, достигают Иерихона. Очень многие, теряя целомудрие, впадая в воровство и пьянство, калечат свои души.

Теряя чистоту и целомудрие, человек становится дерзким, грубым и непочтительным по отношению к родителям и старшим. Из безнравственной среды, не могут, по святителю Владимиру, впоследствии выйти серьезные отцы для семьи и верные граждане для государства.

Для искоренения наклонности к животным наслаждениям необходимо, по учению святого отца, с младенчества наставлять детей в вере и благочестии (4,25). В борьбе с развитием наклонности к чувственным удовольствиям необходимы, по учению святителя, самоограничение и воздержание. Способность к ним, говорит он, надо воспитывать уже с детства. Это означает предохранять детей от изнеженности, приучать их «... к умеренности в пище и питии и к выносливости» (4,58-59).

«Праздность есть мать и корень всех пороков», — пишет святитель Владимир (7,88). Она, по мысли митрополита Владимира, стимулирует развитие страсти к чувственным удовольствиям (7,88). Против лености и праздности святой отец учит применять труд.

Очень важным и необходимым для христианина, по слову владыки, должно стать правило: «молись и трудись». Труд и молитва, говорит он, тесно связаны между собой и друг без друга ничего не значат (2,239,252). Святитель Владимир с наклонностью к развлечениям и чувственным, животным наслаждениям связывает стремление к обогащению, роскоши, стяжательство. Последние являются, по его мнению, следствием первого (7,88-89). «Он всю свою жизнь превращает в погоню за... удовольствиями земными», — пишет святой отец о человеке без веры (7,87). По слову митрополита Владимира, с умножением богатства растет скупость и жадность человека, что делает его неспособным к состраданию к бедным (7,89).

Святой иерарх учит исцелять холодность и жестокосердие к бедным раздачей им своих излишек. «По слову Господа, кто дает бедным, тот взаймы дает Самому Богу», — восхваляет он милостыню (7,36). Святитель Владимир говорит также о распространенной зависти и ненависти бедных к богатым. По его мнению, истреблять порок зависти надо еще в младенческом возрасте, «... при самом начальном ее проявлении» (4,67). «А для сего детей тщательно нужно приучать к тому, чтобы они были довольны тем, что им дают», — пишет святитель (4,68). Труд с терпением и довольство своим скромным положением с надеждой на вечную награду являются, по словам иерарха, «для верующего человека... самой твердой опорой в искушениях... и страданиях...» (7,98). Зависть и ненависть врачуются также, по учению святителя Владимира, противоположной им добродетелью милосердия, сострадания и любви к ближним (4,72).

Следующий порок, который святитель Владимир обличает в отступниках от веры, это гордость, самолюбие и славолюбие (8,24). Он проводит параллель между неверующими учеными и книжниками и фарисеями времен Спасителя. «Оберегает нас от гордости и самомнительности... », говорит святитель Владимир, чувство смирения. Оно возникает в нелегкие времена искушений, когда «мы опытно познаем свое бессилие и побуждаемся предавать себя всецело благодати нашего Бога», пишет он (11,64).

Святитель Владимир отмечает еще один распространенный порок - «человеческий страх и человекоугодничество» (8,21). Боясь насмешек и неприятия со стороны неверующего мира, многие переходят на сторону безнравственности, стыдятся исповедывать свою веру в Бога. «О, эта несносная трусость, этот отвратительный недостаток мужества... из-за мнения толпы! — восклицает святитель Владимир. — Здесь скрывается грабитель, разбойник!» (5,8).

Большое значение святитель Владимир придает добродетели послушания. Корень последнего, по слову святителя, в вере. Он пишет: «Я верую — следовательно я послушен» (3,64). В противном случае человек впадает в своеволие, чувствуя себя независимым от Бога и всякого другого авторитета. Отсюда, по мнению владыки, происходит появление молодых революционеров (3,65-66).

Святитель всегда поставляет образцом всякой добродетели Господа нашего Иисуса Христа. Он пишет: «В Иисусе Христе мы видим идеал всего человека» (2,95). «Высшее Существо пришло на эту землю в лице Иисуса... В Нем живет вся полнота Божества» (2,99).

Первые добродетели, которым Владыка советует поучиться у Христа семейному человеку, это послушание, труд и молитва (2,274). Также он восхваляет смирение, кротость и любовь, воздержание и целомудрие Спасителя (7,17). Особенным примером для подражания в добродетелях живой веры, терпения и кротости служат страдания Господа, Который на кресте возносил за врагов теплую молитву (7,81).

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что митрополит Владимир призывал хранить веру и бороться с такими пагубными пороками, как распущенность, праздность, пристрастие к земным удовольствиям и богатству, зависть и ненависть, гордость и самолюбие, непослушание. Он учил, взирая на Господа Иисуса Христа, трудиться над приобретением добродетелей.

Источники и литература:

Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М.: Российское Библейское общество, 2000. — 1337 с.
1. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Воспоминания.— М.: Моск. рабочий; ВПМД, 1994.-621 с.
2. Владимир (Богоявленский), митр. Киевский, сщмч. Вечные истины христианства: собеседования между крестьянином, фабричным рабочим и священником. Современные религиозные вопросы.- М.: Изд. им. свт. Игнатия Ставропольского, 1999.-336 с.
3. Владимир (Богоявленский), митр. Киевский, сщмч. Страдания Христа и страдания Церкви /репринт/- М.: Изд. им. свт. Игнатия Ставропольского. Б.г.-72 с.
4. Владимир, митр. Киевский и Галицкий, свщмч. Азбука православного воспитания.- М.: Изд. Аксиос, 2002.-159 с.
5. Владимир, митр. Московский и Коломенский. Юношам!: Речь произнесенная 30 декабря 1910. на собрании Кружка в Епархиальном доме.- М., 1911.-11 с.
6. О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым. Сергиев Посад, 1914.— 56 с.
7. Владимир (Богоявленский), митр. Киевский и Галицкий. Где истинное счастье: в вере или неверии? СПб.: Синодальная типография, 1905.-101 с.
8. Владимир, митр. Московский и Коломенский. К неверующим и маловерующим: неверие книжников и фарисеев древнего и нашего времени. Его мнимые основания и действительные причины.— М.,1901.— 31 с.
9. Владимир, митр. Московский. Молитва Господня в девяти беседах.— М.: Типо — Литография И. Ефимова. Большая Якиманка, соб. дом. 1905. Отдельный оттиск из «Московск. Церковн. Ведом.» 1905.-86 с.
10. Слово Высокопреосвященного Владимира, Митрополита Московского и Коломенского, при освящении придела св. Иоанна Воина в церкви Живоначальной Троицы, на Капельках.- М.: Изд. Русская Печатня. 1909.15 с.
11. Владимир, митр. Московский и Коломенский. Читайте больше всего Библию (Архипастырское поучение о святой Библии).- М., 1904 .-16 с.

Иерей Евгений Трегубов.