ПЕРСОНАЛИИ > Архивные материалы
Мелхиседек (Лихачев Дмитрий Алексеевич) – иеромонах
ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«УТВЕРЖДАЮ»
НАЧ.СОУ ПП ОГПУ
КОМИССАР ГОСБЕЗОПАСНОСТИ
(Гордон)
"18" мая 1931 г.
ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По следственному делу № 6944
по обвинению членов нелегальной
к ⁄ р организации "Истинных Христиан" -
ИНЮШИНА, МАСЛОВА, ЛИХАЧЕВА и др.
по ст. ст. 58-10 и 58-11 УК
1931 года, мая "15" дня. Я, Оперуполномоченный 3-го Отделения СПО ПП ОГПУ МО - ТОЛСТОЙ, рассмотрев следственное дело № 6944,
Н А Ш Е Л:
ПП ОГПУ МО стало известно о том, что в Загорском и Клинском районах, а также в пос. Сходня существуют филиалы нелегальной к ⁄ р церковно-монархической организации "Истинных Христиан", которые проводят активную антисоветскую работу под флагом защиты православной веры, "гонимой" Советской властью. Произведенным предварительным следствием было полностью установлена к ⁄ р деятельность членов указанных филиалов и все они арестованы в марте-апреле месяцах с. г. Филиалы поддерживали связь с центром организации "Истинных Христиан" в Ленинграде и с политическим - в Москве, от которых и получали руководящие указания по практической к ⁄ р деятельности.
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СОСТАВ ФИЛИАЛОВ
а) ЗАГОРСКИЙ ФИЛИАЛ был организован попом ИНЮШИНЫМ И. И. (окончившим Московскую Духовную Академию) во второй половине 1928 г. ИНЮШИН сразу связался с политическим центром в Москве, от которого получил необходимые указания и практическую помощь в организационной работе, а впоследствии оформил свое вступление в организацию через административный центр в Ленинграде - путем установления письменной связи с архиепископом Димитрием Гдовским. Сам ИНЮШИН описывает свое вступление в организацию следующим образом:
«26 января 1929 года я передал священнику церкви Никола Большой Крест - СВЕНЦИЦКОМУ письмо на имя архиепископа Димитрия Гдовского, с просьбой о принятии меня в молитвенное общение. Для ответа на это письмо я дал Димитрию адрес монаха ГАВРИЛИЧЕВА, с которым у меня была договоренность, что он будет получать мои письма и передавать мне. Вскоре я получил через ГАВРИЛИЧЕВА ответ от Димитрия, что в общение принят».
(том I, стр.10).
Учитывая значение гор. Загорска, как бывшего очага монархически настроенного монашества, ИНЮШИН начал вербовать в организацию монахов бывшей Троице-Сергиевской лавры, среди которых встретил полное сочувствие идеям "Истинных Христиан". Завербованный им иеромонах МОРЖОВ показывает:
«В а ⁄ с организацию я вступил потому, что только эта организация могла обеспечить сохранение православной веры и восстановить старый порядок».
(том I, стр.73).
Другой завербованный ИНЮШИНЫМ иеромонах АЛЕКСЕЕВ показал:
«В к ⁄ р организацию я вступил потому, что очень тяжело живется при Сов. власти».
(том I, стр.105).
В эту же организацию вступил и бывший помещик АРИСТОВ, который определяет свое лицо следующим образом:
«Отец мой - дворянин, имел небольшое поместье в Тульской губ., около 500 с лишним дес. земли; в 1930 году я посвящен в сан диакона и служил при Петропавловской церкви в Загорске». (том I, стр.44).
Ко времени ликвидации филиала в нем состояли: ИНЮШИН, МОРЖОВ, АЛЕКСЕЕВ, АРИСТОВ, ГАВРИЛИЧЕВ, поп РЖЕНИК, иеромонах ВЛАДИМИРСКИЙ, игумен ТЕРЕНТЬЕВ, игумен АНДРЕЕВ, иеродиакон ДАНИЛОВ, иеродиакон НЕГОДИН, монах КОНДАКОВ, архимандрит ФЕДОРОВ, "странник" ШЕСТЕРИН, кулак ЮДИН, иеромонах КАШТАНОВ, кулак МАРКОВ, монах БЕЛОУСОВ, иеромонах КАРПОВ и жена расстрелянного бывшего офицера НАРЫШКИНА (она же княжна КАНТАКУЗЕН).
б) КЛИНСКИЙ ФИЛИАЛ организован в конце 1927 года иеромонахом ЛИХАЧЕВЫМ, который поселился в доме монашек БАРАНОВЫХ М. и Е. в селе Олесово и начал группировать вокруг себя монашек бывшего Акатьевского монастыря. ЛИХАЧЕВЫМ и БАРАНОВЫМИ были завербованы следующие лица: поп ЧЕПУРКО и монашки НИКОЛАЕВА, ГАРНОВА, РУБОВА, МАУРИНА, СТРАХОВА, ПАНФИЛОВА Е., ПАНФИЛОВА К., ФИЛИНА, РАЙДАКОВА, САЛОВА, ЕГОРОВА, ПАНКИНА, БАРАНОЧНИКОВА Н., ДОРОФЕЕВА, ЛАБЗИНА, САФОНОВА, КАРЕЛИНА, СЕДОВА, ФИЛИППОВА, ПАТРИКЕЕВА и ВИНОГРАДОВА, ЧЕРНЫХ и "странник" ШАРЫПИН.
в) СХОДНЕНСКИЙ ФИЛИАЛ. Организатором филиала является окончивший коммерческий институт МАСЛОВ Н.Н., поддерживавший личную связь с политическим центром в Москве и письменную - с административным - в Ленинграде. Членами филиала являлись следующие лица: поп ПОСПЕЛОВ, б. помещик и дворянин САЗОНОВ, б. фабрикант ДЕНИСОВ, б. торговец и дачевладелец СМИРНОВ, б. купчиха БОЙКОВА, жена б. фабриканта ДЕНИСОВА, б. проститутка и содержанка купца, а в последнее время кликуша - СУВОРОВА, иеромонах ПЕТУШКОВ (он же "старец" Дионисий), б. помещик ПРИМАК, счетовод банка КОЧКОВ, служащий ОГИЗ'а - ЧЕЛОМБИТКО и сын купца СОЛОГУБОВ.
При ликвидации филиалов арестовано всего 60 чел., социальный состав которых определяется следующими данными:
Монахов и монашек - 41
Попов - 4
Бывших помещиков - 6
Бывших купцов и торговцев - 4
Совслужащих - 3
Кулаков - 2
2. СВЯЗИ ФИЛИАЛОВ
К ⁄ Р ОРГАНИЗАЦИИ "ИСТИННЫХ ХРИСТИАН"
Политический центр организации "Истинных Христиан" к ⁄ р. деятельность развивал по Московской области через церкви Никола Большой Крест и Воздвижения в Москве, вокруг которых группировалось большое количество бывших людей и монашествующих. Эти же церкви служили местами явок также и для руководителей и активных членов ликвидированных филиалов, где они получали инструктаж и руководящие указания по работе на местах. В последнее время таким инструктором являлся бывший князь САЛТЫКОВ А. Б., арестованный СПО ОГПУ, который играл крупную роль в церкви Воздвижения. По этому вопросу поп ИЛЮШИН дал следующие показания:
«В 1929 году ко мне приезжал Александр Борисович САЛТЫКОВ, который сейчас же уехал обратно, как только отдохнула лошадь. Александр Борисович сообщил мне, что арестован священник церкви Воздвижения - ТРОИЦКИЙ и предложил мне временно послужить в этой церкви, на что я согласился. Еще до этого случая, бывая в церкви Воздвижения, я познакомился с Н. Н. МАСЛОВЫМ, который тогда был там помощником церковного старосты. Я знал также иеромонаха Фотия, который служил на Воздвиженке в декабре 1930 г.».
(том I, стр. 6-11).
СПРАВКА: Из архивного следственного дела № 3015 видно, что иеромонах Фотий, он же СОЛОДОВ - активный член ликвидированного в ноябре 1930 года Тверского филиала организации "Истинных Христиан", скрывающийся от ареста.
Руководитель Сходненского филиала МАСЛОВ о своей связи с церковью Воздвижения показывает:
«Некоторое время я стоял у свечного ящика в церкви Воздвижения и принимал участие в делах этой общины. Там же познакомился с А. Б. САЛТЫКОВЫМ, который впоследствии несколько раз приезжал ко мне в Сходню, а также с ИНЮШИНЫМ. Последний приглашал меня приехать к нему в Загорский район, от чего я отказался из-за отсутствия свободного времени, а поехал к нему САЛТЫКОВ».
(том I, стр. 259 и 262).
В отношении связей с политическим центром Клинского филиала дает показания монашка МЕГАЛИНСКАЯ:
«Иеромонах Мелхиседек (он же ЛИХАЧЕВ) категорически запретил монашкам посещать церкви, в которых поминается Советская власть, и потому все наши монашки часто ездили в церковь Воздвижения, где власть не поминается и поддерживается связь с Ленинградом».
(том II, стр. 787).
Монашка САЛОВА, исполнявшая обязанности связиста между Клинским филиалом и центрами организации "Истинных Христиан", показывает:
«Регулярно, раза 2-3 в месяц меня посылала НИКОЛАЕВА с письмами в Москву, причем монашки Анна и Мария в Твери передавали мне письма и просили их срочно отвезти в Москву. В последний раз я возвращалась из Твери с письмами 27 марта с. г. и была задержана на вокзале в Клину. При задержании - письма я порвала, а часть проглотила, пыталась также бежать, но была задержана». (том II, стр. 482).
Другим явочным местом для членов филиалов "Истинных Христиан" служил умерший в 1929 году "старец" Алексий, проживавший в Загорске, который давал идейные установки и укреплял колеблющихся.
СПРАВКА: Из архивного следственного дела № 3015 видно, что руководитель ликвидированного в ноябре 1930 года Тверского филиала организации ЛЕВКОВСКИЙ ездил к "старцу" Алексию для того, чтобы разрешить вопрос, следует ли признавать Сов. власть; получив отрицательный ответ - ЛЕВКОВСКИЙ изложил содержание своей беседы с Алексием в к ⁄ р. брошюре под названием "Беседа со старцем Алексием", которую и распространял среди верующих.
(дело № 3015, том II, стр. 732).
В отношении связи со "старцем" Алексием обвиняемые дали следующие показания:
«Я часто заходил к старцу Алексею и приносил ему подарки; у старца встречал священника ЛЕВКОВСКОГО и ИНЮШИНА».
(поп РЖЕНИК - том I, стр. 34).
«С 1900 года я состоял келейником при старце Алексие, у которого встречал священников ЛЕВКОВСКОГО из Твери, РЖЕНИКА, ИНЮШИНА и др., а также д-ра Таганской тюрьмы ЖИЖИЛЕНКО».
(обв. МОРЖОВ - том I, стр. 57).
СПРАВКА: Д-р ЖИЖИЛЕНКО (он же епископ Максим с 1929 года), как видно из архивного следственного дела № 3015, являлся организатором ликвидированного в ноябре 1930 года Серпуховского филиала "Истинных Христиан" и, согласно постановления Тройки ПП ОГПУ МО от 5-II-1931 г., расстрелян.
«Старец Алексий был моим духовником, и я часто ездил к нему в Загорск, где встречал монахов МОРЖОВА, ФЕДОРОВА и др. Кроме того — раза четыре я ездил в Тверь, к мощам святителя Арсения и встречал там священника ЛЕВКОВСКОГО».
(обв. ЛИХАЧЕВ - том II, стр. 464).
О связях с административным центром организации в Ленинграде дает подробные показания обв. ПОСПЕЛОВ, который был командирован МАСЛОВЫМ к епископу Сергию НАРВСКОМУ.
Командируя ПОСПЕЛОВА в Ленинград, МАСЛОВ рассказывал, что чаще всего туда ездил по делам организации САЛТЫКОВ, причем эти поездки условно называются "аварией". Сам МАСЛОВ по этому поводу показывает:
«В начале 1930 года я приглашал ПОСПЕЛОВА служить в церковь Воздвижения и знал, что ПОСПЕЛОВ ездил в Ленинград, к Сергию Нарвскому, причем я дал ему на дорогу 30 руб.; допускаю, что я дал ему также и письмо на имя Сергия НАРВСКОГО».
(том I, стр. 252).
В связи с тем, что за последнее время были ликвидированы оба центра организации "Истинных Христиан", и все руководящие лица арестованы, обвиняемый ИНЮШИН решил самостоятельно возглавить это движение в Московской области. С этой целью, под видом присвоения функций епископа, ИНЮШИН начал принимать и назначать на приходы попов - членов организации, направляемых к нему еще оставшимися на свободе лицами, кои близко соприкасались с политическим центром. Так, в конце марта 1931 года к ИНЮШИНУ был направлен поп ДРОЗДОВ (скрывшийся от ареста), для оформления принятия последнего в организацию, по существу чего ИНЮШИН показывает:
«29 марта 1931 года ко мне приехал священник ДРОЗДОВ Александр с запиской из церкви Воздвижения. ДРОЗДОВА я принял в общение и выдал ему соответствующее удостоверение, что он принадлежит к организации архиеп. Дмитрия Гдовского. Признаю, что в данном случае я исполнял обязанности архиерея и считаю, что имел на это право, так как все наши архиереи арестованы. Противоречит ли это канонам православной церкви — не знаю, хотя и окончил духовную академию. От ДРОЗДОВА я взял подписку, что он присоединяется к Ленинградской епархии; эту подписку я порвал и сжег сейчас же, после отъезда ДРОЗДОВА«.
(том I, стр.10, 11 и 15).
3. ПЛАТФОРМА ЛИКВИДИРОВАННЫХ ФИЛИАЛОВ
При оценке политических событий и проводимого Соввластью твердого курса на индустриализацию страны, "Истинные Христиане" исходили из следующего положения: «Соввласть проводит политику "гонения" религии, а верующих подвергает раскулачиванию и ссылке, поэтому бесспорно, что такая власть является попущением Божиим и готовит царство сатаны»; «При царской власти грехов было меньше и поэтому не было никаких притеснений».
Исходя из этих взглядов - обвиняемые заявляют, что они являются сторонниками монархического строя, ненавидят Соввласть и считаю своей обязанностью вести борьбу со всеми общественно-политическими мероприятиями Соввласти. В этом отношении характерны следующие показания обвиняемых:
«На квартире МАСЛОВА в июне 1930 года САЛТЫКОВ излагал программу организации следующим образом: "Мы считаем Соввласть антихристианской и потому должны с нею всемерно бороться, при каждом случае разъяснять верующим, что все мероприятия этой власти, как колхозы, кооперативы и пр., - дело богопротивное; мы не должны пускать детей в школы и учить их по возможности дома, не вступать в колхозы и вредительствовать при каждом случае, причем, главная работа должна вестись среди крестьянства, где надо агитировать за отказ от земли и ведения хозяйства, а в сов. учреждениях заводить знакомства и вербовать сторонников».
(обв. ПОСПЕЛОВ - том I, стр. 280, 281).
«Соввласть я рассматриваю как власть сатаны, попущенную Богом для преследования верующих»;
«При царе жилось гораздо лучше каждому верующему человеку, и поэтому все мои знакомые иеромонахи хотели, чтобы у власти опять был царь».
(обв. АЛЕКСЕЕВ - том I, стр. 165).
«Соввласть Бога вообще не признает, поэтому предание большевиков анафеме патриархом Тихоном считаю правильным. Указ митр. Сергия о поминовении власти считаю подхалимством, так как таким путем православную церковь спасти нельзя».
(обв. ИНЮШИН - том I, стр. 15).
«При царской власти грехов было меньше и потому не было никаких притеснений на церковь, а духовенство жило в лучших условиях и спокойней. Советская же власть есть попущение Божие за грехи, причем это наказание будет продолжаться до тех пор, пока люди не одумаются, после чего Бог пошлет награду в виде другой власти. До этого еще должен появиться антихрист, признаки которого уже есть сейчас: преследование религии, кооперативы и колхозы, а некоторые считают, что пятиугольная звезда есть печать антихриста».
(обв. МОРЖОВ - том I, стр. 60).
«Соввласть я не признаю, так как эта власть безбожная и богохульная и является преддверием царства антихриста. Злодеяния антихриста проявляются в разрушении храмов, в преследовании священнослужителей и в появлении карточек, без которых не дают хлеба».
(обв. БАРАНОЧНИКОВА Н. - том II, стр.612).
«Признавать Соввласть я не могу, так как представители этой власти смеются над религией и проводят антирелигиозную пропаганду».
(обв. ИНЮШИН - том I, стр. 15).
«После расстрела моего мужа - я в душе питаю ненависть к Соввласти».
(обв. НАРЫШКИНА - том I, стр. 233).
«Соввласть никогда не может уничтожить веру, ибо чем сильнее вы проводите гонение верующих, тем крепче становится вера в Бога; священнослужителей же, боящихся этих гонений, я считаю иудами, продавшими себя сатане«.
(обв. ПАНФИЛОВА К. - том II, стр. 661).
«Современные политические события я оцениваю таким образом: по примеру прошлой истории человечества, когда были такие события, как плен Вавилонский, всемирный потоп и Татарское иго в России, Бог послал Соввласть для наказания и вразумления, а некоторым и для награды в будущем за перенесенные страдания».
(обв. АНДРЕЕВ - том I, стр. 167).
«Все мы, т. е. я, РЖЕНИК, ФЕДОРОВ, ВЛАДИМИРСКИЙ и др. - свои взгляды на Соввласть, как на попущение Божие, высказывали в беседах с верующими, когда к нам обращались с подобными вопросами».
(обв. МОРЖОВ - том 1, стр. 65).
4. К ⁄ Р ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИЛИАЛОВ
Для выработки форм и методов а ⁄ с работы, а также для уяснения программных задач организации, филиалы периодически устраивали нелегальные собрания - преимущественно небольшими группами, в соответствии с содержанием вопросов, обсуждавшихся на этих собраниях, и протекала к ⁄ р. деятельность каждого члена организации.
Большое место в системе а ⁄ с деятельности филиалов занимали антиколхозная агитация и распространение слухов о приближающемся царстве антихриста, а одним из видов пропагандирования монархических идей служило систематическое поминовение за службами в церквах членов бывшей царской династии Романовых. Распространялась также к ⁄ р литература, исходившая от политического центра организации, а в некоторых случаях и сами монахи - члены филиалов сочиняли а ⁄ сов. листовки и коллективно их прорабатывали.
а) Нелегальные собрания
КЛИНСКИЙ ФИЛИАЛ проводил собрания на квартире иеромонаха ЛИХАЧЕВА, причем на этих собраниях обыкновенно участвовали почти все члены филиала. Собрания проводились в большинстве под предлогом чаепития и религиозных собеседований. Сходненский и Загорский филиалы избегали устройства многолюдных собраний по местным условиям и собирались небольшими группами по 3-4 чел.
Владелица дома, в котором жил ЛИХАЧЕВ - монашка БАРАНОВА Е. показывает:
«С 1927 года по день ареста у меня в доме происходили нелегальные собрания монашек под видом чаепития, пения псалмов и читки жития святых. На собраниях обыкновенно присутствовали: РАЙДАКОВА, НИКОЛАЕВА, САЛОВА, ПАНФИЛОВА, ФИЛИНА, РУБОВА, ЕГОРОВА и др. монашки. Между нами велись антисоветские разговоры и мы обсуждали мероприятия Соввласти, как дела богопротивные, причем Мелхиседек (ЛИХАЧЕВ) говорил на собраниях, что эта власть послана Богом за грехи, а мы должны ждать, когда в России опять восторжествует православная вера и безбожная власть сгинет».
(том II, стр. 503 и 509).
О характере бесед, проводившихся ЛИХАЧЕВЫМ на этих собраниях, дают показания также обвиняемые БАРАНОВА М. и САЛОВА:
«На беседы Мелхиседека приходили не только монашки, но также некоторые крестьянки и работницы Высоковской фабрики. Мелхиседек говорил, что скоро восстанет весь народ, и тогда будет жить весело и радостно, так как трудящиеся освободятся от угнетения».
(БАРАНОВА М. - том II, стр. 493).
«Я, РАЙДАКОВА и НИКОЛАЕВА часто бывали у Мелхиседека (ЛИХАЧЕВА), где обсуждали создавшееся положение в связи с гонением на религию. Мелхиседек говорил, что священное писание сбывается, и скоро придет антихрист, путь которому готовит Соввласть, устраивая колхозы и совхозы, но мы, истинные христиане, должны всеми силами противодействовать развитию этих богопротивных организаций. На таких собраниях иногда присутствовали и женщины из окрестных деревень».
(обв. САЛОВА - том II, стр. 488).
Арестованные участники подобных собраний — монашки РАЙДАКОВА и ПАНФИЛОВА К. дают показания о характере тех бесед ЛИХАЧЕВА, на которых они присутствовали:
«На собраниях монашек в доме БАРАНОВОЙ Мелхиседек (ЛИХАЧЕВ) говорил следующие нравоучения: антихрист, в лице Соввласти, проводит свою гибельную работу по всей России, идет разрушение храмов, священнослужителей ссылают в Сибирь, а в деревнях насаждают колхозы и заставляют работать по праздникам; Бог терпелив, но уже скоро придет время, когда восстанет христолюбивое воинство, и безбожная власть будет свергнута».
(обв. РАЙДАКОВА - том II, стр. 522).
«В доме БАРАНОВОЙ систематически проводились нелегальные собрания, на которых бывали монашки РАЙДАКОВА, НИКОЛАЕВА, САЛОВА, ПАНФИЛОВА С., ФИЛИНА, ЕГОРОВА и др. Руководил собраниями Мелхиседек (ЛИХАЧЕВ), который вел беседы о том, что вся территория России подверглась нашествию антихриста, и что нужно бороться со всеми мероприятиями антихриста - особенно с колхозами. С такими доводами мы все соглашались».
(обв. ПАНФИЛОВА К. - том II, стр. 653, 654).
Свидетельница - бывшая монашка МЕГАЛИНСКАЯ показывает, что ЛИХАЧЕВ проводил к ⁄ р. беседы не только с участниками организованного им филиала, но проник также и в среду отсталой части работниц Высоковской мануфактурной фабрики:
«Мелхиседек поселился в доме БАРАНОВОЙ недалеко от мануфактурной фабрики и организовал нелегальный монастырь, тайно постригая в монашество работниц. В организованном им монастыре регулярно проводилась служба по монастырскому уставу».
(том II, стр. 787).
Участники Загорского филиала собирались небольшими группами - чаще всего в квартире монашки ЧЕРНЫХ, а иногда и в алтаре Петропавловской церкви; по этому поводу обвиняемый АЛЕКСЕЕВ показывает:
«Иеромонах Мелхиседек (ЛИХАЧЕВ) - мой хороший знакомый, и недавно я с ним встречался; чаще других ко мне заходил иеромонах БЕЛОУСОВ. Мы разговаривали о том, что при царе жилось лучше, а иеромонахи высказывались, что хорошо было бы, если бы вернулась царская власть, тогда открылись бы все монастыри. Я часто бывал у монашки ЧЕРНЫХ, вместе с которой живут монашки Татьяна и Нектария. Осенью 1930 года у них был также и священник ИНЮШИН. Тогда у нас была беседа о том, что при царе потому всем хорошо жилось, что тогда была законная христианская власть. В другой раз мы беседовали о том, что власть антихриста грабит и раскулачивает всех православных».
(том II, стр. 106 и 107).
Собрания у монашки ЧЕРНЫХ подтверждает также и руководитель Загорского филиала ИНЮШИН, который показывает:
«Монашки Нектария и Матрена являются моими духовными дочерьми и принадлежат к Ленинградской епархии. У них я часто бывал и заставал там иеромонаха Нафанаила (он же АЛЕКСЕЕВ). Между ними велись разговоры о том, что тяжело живется, и что наступают последние времена».
(том 1, стр. 22).
Руководитель Сходненского филиала МАСЛОВ проводил совещания на своей квартире, на которые приезжал из Москвы бывший князь САЛТЫКОВ А.Б., как представитель политического центра организации. Одно собрание состоялось на квартире обв. САЗОНОВА. МАСЛОВ по этому поводу показывает:
«Несколько раз у меня бывал САЛТЫКОВ А. Б. и заходил священник ПОСПЕЛОВ. Между ними велись разговоры о помощи ссыльному священнику нашей ориентации, а также и о том, что хорошо было бы, если бы Сходненская церковь целиком принадлежала к нашей организации. Допускаю, что мог быть разговор и о том, что митр. Сергий получил бочонок икры за интервью».
(том 1, стр. 259).
«В Сходне имеется группа истинных христиан, в которой состоят: СУВОРОВА, ДЕНИСОВА, ВОЙКОВА, СМИРНОВ, ЧЕЛОМБИТКО, которые периодически собираются на квартире руководителя группы МАСЛОВА. На эти собрания приезжает иногда и бывший князь САЛТЫКОВ А. Б. Я лично присутствовал на собраниях 3 раза: в феврале, мае и июне 1930 г.
На одном из этих собраний МАСЛОВ рассказал, что организация истинных христиан имеет разветвления в Серпухове, Твери, Клину и Загорске.
На другом собрании велась беседа о том, что митр. Сергий пошел по пути измены и предательства и установил полный контакт с Соввластью, за что получил квартиру, автомобиль и два бочонка икры; кроме того - митр. Сергия постоянно охраняют агенты ОГПУ, переодетые священниками».
(обв. ПОСПЕЛОВ - том I, стр. 280, 281).
На одном из совещаний МАСЛОВ рассказывал, что община церкви Воздвижения имела связь с представителями иностранных посольств. Обвиняемый ПОСПЕЛОВ по этому вопросу показывает:
«По словам МАСЛОВА - в общине церкви Воздвижения состоят графы и князья, а иногда в церковь приезжают и иностранцы; кто-то из членов общины обращался с жалобой к представителю французского посольства на митр. Сергия, который будто бы намерен изъять из церкви Воздвижения хранящиеся там святыни, на что француз ответил: "Не беспокойтесь, Франция не допустит такого кощунства"».
(том I, стр. 276).
Об одном из собраний в доме обв. САЗОНОВА дает показания МАСЛОВ:
«Священник СИДОРОВ был приглашен служить в Сходненскую церковь, а после богослужения САЗОНОВ пригласил всех к себе. У САЗОНОВА собрались: я, ПОСПЕЛОВ, СИДОРОВ, БОЙКОВА, СУВОРОВА и др. Перед чаепитием был отслужен молебен. О чем там беседовали - не помню».
(том II, стр. 278).
СПРАВКА: Поп СИДОРОВ - активный член организации "Истинных Христиан" - заключен в концлагерь в 1929 году.
Сами арестованные признались, что они рассматривают коллективизацию как дело антихристианское и стремились не допускать распространения колхозов путем агитации среди крестьянства, растолковывая богопротивность всех мероприятий Соввласти.
По этому вопросу обвиняемый АЛЕКСЕЕВ показывает:
«Допускаю, что я мог разъяснять верующим и монашкам, что колхозы - дело антихристово, и против них нужно вооружаться словом Божиим. Говорить это я мог потому, что считаю колхозы и разные союзы - признаками появления антихриста, а Советскую пятиугольную звезду - печатью антихриста».
(том I, стр.105).
Обвиняемый КОНДАКОВ о своей антиколхозной деятельности показал:
«О колхозах у меня такое мнение: это дело не состоится, как греховное и богопротивное, а также и потому, что в колхозах заставляют работать на других. Разговоры на эту тему мне приходилось вести в алтаре Петропавловской крепости, где иногда собирались: я, МОРЖОВ, ВЛАДИМИРСКИЙ и РЖЕНИК».
(том I, стр. 153).
Член Сходненского филиала - обв. ПЕТУШКОВ, создавший себе популярность "юродивого" и "прорицателя", показывает:
«Ко мне, как к старцу, приходило много женщин за получением благословения и совета по разным вопросам, в том числе и по вопросу о вступлении в колхозы. Я говорил приходившим, что колхозы считаю богопротивными, антихристовыми организациями и обязан удерживать верующих от вступления в эти организации. Сов. власть я считаю властью антихриста, а организатора этой власти Ленина - антихристом».
(том I, стр. 452).
Остальные обвиняемые в своем отношении к колхозам и об антиколхозной работе показывают:
«Насаждаемые в деревне колхозы - дело богопротивное, и я считаю своей обязанностью препятствовать вовлечению крестьян в это дело. Соввласть я признавать не могу, так как эта власть есть преддверие царства антихриста».
(обв. РАЙДАКОВА - том II, стр. 516).
«На исповедях меня спрашивали верующие, можно ли вступать в колхозы, на что я отвечал, что это дело антирелигиозное».
(обв. МОРЖОВ - том I, стр. 65).
«Колхозы я не признаю, так как там не разрешают молиться Богу, и потому, что они организованы Соввластью, посланной в наказание за грехи. В 1930 году на меня наложили 2200 руб. по сельхозналогу, раскулачили и присудили к 1 году принудительных работ. Будучи сильно убит горем, я пошел в Троице-Сергиевскую лавру, где у меня есть знакомые иеромонахи и здесь был арестован».
(обв. кулак МАРКОВ - том I, стр. 90 и 91).
Об антиколхозной агитации обвиняемых свидетели дали следующие показания:
«В феврале 1931 года в Загорский дом крестьянина зашел гражданин, оказавшийся впоследствии ЮДИНЫМ, который собрал вокруг себя группу крестьян и говорил им: "Колхозы — это крепостное право, в Кимрах загнали крестьян в колхоз, а теперь они бегут оттуда, так как жить совсем нельзя. Теперь притесняют и давят веру, но это скоро пройдет и все будет по-старому».
(свид. СТУДНЕВ - том I, стр. 121).
«К схимнику Дионисию (он же ПЕТУШКОВ) ходит большое количество женщин за советами, вступать ли в колхозы, на что он отвечает: "Знайте, что настанет время, когда коммунисты схватятся, но будет поздно, и Господь их покарает, а верующих оставит в целости. Сейчас настало тяжелое время. Крестьянам и духовенству совершенно невозможно жить, все идет по священному писанию, и скоро будет война всемирная. Ленин - это антихрист, который глотает живых людей».
(свид. ВОРОБЬЕВ - том I, стр. 429).
«Схимник Дионисий говорит приходящим к нему женщинам: "Не идите в колхозы, власть скоро сменится, так как папа Римский грозит войной за гонения веры. Тогда всех колхозников повесят. Лучше живите своим хозяйством. В результате таких советов - колхоз в дер. Дубровка распался, и бывшие члены этого колхоза начали ходить к Дионисию за благословениям».
(свид. БЕЛЕПОВА - том I, стр. 433).
«В феврале 1930 года монашка СТРАХОВА вела в дер. Олесово а/сов. агитацию и говорила: "Не идите в колхозы, скоро будет война, всех коммунистов перевешают, и колхозникам будет плохо". В октябре 1930 года она же, собрав группу женщин у колодца, говорила: "В колхоз собрались лодыри и не хотят работать, не идите в колхоз, а то помрете с голоду».
(свид. ЛАРИНОВ - том II, стр. 737).
«Монашки с. Олесово - ПАНФИЛОВА, РУБОВА, ФИЛИНА и др. занимаются рукоделием, и к ним ходит много женщин, среди которых они ведут а ⁄ сов. агитацию и отговаривают от вступления в колхозы, говоря, что колхозы — это та же барщина».
(свид. РЯБЧИКОВ - том II, стр. 755).
«В конце декабря 1930 года монашка ПАНФИЛОВА собрала в своем доме группу женщин, которым говорила: "Большевики закрывают церкви и уничтожают религию, а вы не должны этого допускать и помнить, что уже близок час, когда безбожников будут сжигать. Антихристова сила загоняет вас в колхозы, чтобы поморить с голоду, но вы не только не должны идти в колхозы, но и не давать хлеба большевикам, чтобы они сами подохли с голоду».
(свид. НОВОЖИЛОВ - том II, стр. 760).
в) К ⁄ р агитация
Для возбуждения верующих против Соввласти, а также для внедрения в среду неорганизованного населения монархических идей - обвиняемые "Истинные Христиане" распространяли провокационно-пораженческие слухи о предстоящей войне, растолковывали верующим, что "Соввласть - это власть антихриста", использовали в целях а/сов. агитации недостаток предметов широкого потребления и доказывали преимущества и "божественное" происхождение царского строя, систематически поминая за службами царей. По этим вопросам обвиняемые дали следующие показания:
«За каждой службой я поминал русских царей, сначала общей формулой, а потом персонально - благочестивейших государей - императоров Александра II, Александра III, Николая II, императрицу Елизавету Петровну, великую княжну Наталью Алексеевну и прочих царственных лиц. Поминал я их потому, что при царях было свободно и хорошо жить».
(обв. МОРЖОВ - том I, стр. 68).
«Сочувствуя царскому строю — я за всеми службами поминал за упокой русских царей Александра III и Николая II, а также императрицу Александру Федоровну, наследника Алексея и всех великих князей и княгинь. Таким же образом поминали царей свящ. РЖЕНИК, иеромонах МОРЖОВ и все остальные иеромонахи».
(обв. АЛЕКСЕЕВ - том I, стр. 105).
«Я поминал за службами русских царей и цариц и считаю себя обязанным их поминать, так как при царях жилось лучше, был порядок, православную церковь не терзали, и духовенство не арестовывали».
(обв. ЛИХАЧЕВ - том II, стр. 464).
Поминали царей также и все остальные попы и иеромонахи - члены организации, в чем они сознались. Посвященный же в сан дьякона летом 1930 года бывший помещик АРИСТОВ, не имея возможности производить поминовения царей за службами, - поминал их по отдельным запискам, по существу чего он показывает:
«Среди записок, подаваемых верующими для поминовения за упокой, я встречал имена русских царей и хорошо помню, что мне приходилось поминать Александра II.
Одновременно я молюсь, чтобы Бог помог Соввласти прекратить гонения православной церкви».
(том I, стр. 44).
По существу а ⁄ с агитации среди верующих обвиняемые дали следующие показания:
«Когда ко мне обращались с вопросами, скоро ли появится антихрист, я отвечал, что при появлении антихриста будут накладывать печать на руку и на лоб, и только имеющим такие печати будут выдавать хлеб и одежду. Признаки этого уже есть сейчас: выдают книжки, по которым только и можно получить продукты, а без книжек ничего не дают. Я лично никогда не продамся антихристу и его печать не приму, так как Соввласть считаю бедствием, попущенным Богом».
(обв. КОНДАКОВ - том I, стр. 153).
Член Загорского филиала кулак ЮДИН показывает:
«В беседах с крестьянами я высказывал следующие мысли: сейчас все делается по евангелию - продукты уменьшаются, служителей культа высылают, а скоро будут их и расстреливать, наступили тяжелые времена, и Бог послал в наказание Соввласть со всеми ее скорбями; по Евангелию должно пострадать 144000 чел.; деньги обесценились: при царе за одного теленка можно было купить три пары сапог, а теперь за одну пару сапог надо отдать три теленка».
(том I, стр. 122 и 123).
Использованный членами Загорского филиала для а/с агитации "странник" ШЕСТЕРИН, бродя по деревням, распространял слухи о пришествии антихриста и о скорой гибели Соввласти; сам он показывает:
«В последний раз я ночевал у монаха Серапиона (обв. КОНДАКОВ), который говорил, что настали тяжелые времена. Я считаю, что это верно и вполне совпадает со священным писанием». (том I, стр. 218).
Монашка ПАНКИНА дает показания по существу а ⁄ сов. агитации среди крестьян обв. ЛИХАЧЕВА:
«Мелхиседек часто говорил, что наступают времена антихриста, духовенство арестовывают и ссылают, без печати антихриста ничего нельзя купить; уже в первую пятилетку сидим голодные и раздетые, а во второй - мало кто и жив останется».
(том II, стр. 603).
Свидетели а ⁄ с агитации обвиняемых, характеризуя их к ⁄ р деятельность, дают показания о следующих конкретных случаях:
«29 марта 1931 года, когда я работал на постройке № 8, ко мне подошел неизвестный гр-н и начал говорить: "Вот вас заставляют работать по-ударному, а паек дают маленький, правители же ваши раскатывают на автомобилях, и их в колхоз не загонишь. В 1917 году они говорили, что все будут равны, а теперь сами едят жареных гусей с маслом, а нам ничего не дают". Я этого гр-на задержал и передал в милицию, где он оказался кулаком ЮДИНЫМ».
(свид. ПРИТЫКИН, рабочий - том I, стр. 118).
«Схимник Дионисий (он же ПЕТУШКОВ) приходившим к нему женщинам говорил: "В библии есть страница откровения, на которой говорится, что Ленин - это антихрист, который овладеет всей страной и доведет ее до гибели, что теперь и сбывается».
(свид. КОЗЛОВ и ЕМЕЛЬЯНОВ - том I, стр. 430 и 431).
Свидетель ЗАМАРАЕВ показывает о попытке обвиняемой СТРАХОВОЙ спровоцировать женщин на массовое выступление:
«В апреле 1930 года монашка СТРАХОВА, собрав толпу женщин, агитировала, чтобы они шли в сельсовет и требовали разрешить крестный ход. В результате женщины пытались устроить скандал возле здания сельсовета».
(том II, стр. 738).
Свидетели АНТОНОВА и НОВОЖИЛОВ дают показания о распространении обвиняемыми провокационных слухов:
«В начале марта 1931 года Мелхиседек (ЛИХАЧЕВ) ездил в Москву, по возвращении откуда рассказывал, что в Москве голод, нагнано много войска и ожидают войну».
(том II, стр. 758).
«В январе 1931 года, на праздник Крещения, в с. Олесово съехалось большое количество монашек, которые вели агитацию, что скоро будет война, и папа Римский освободит нас от большевиков, в чем мы должны помогать папе Римскому».
(том II, стр. 760).
г) Распространение к ⁄ р литературы
Согласно признаний самих обвиняемых - нелегальная к ⁄ р литература была во всех трех филиалах. Так, обвиняемый МОРЖОВ показывает:
«Не так давно я читал книжку о появлении антихриста, полученную мною от одной богомолки, фамилию которой назвать не могу».
(том I, стр. 60).
Член Сходненского филиала ПОСПЕЛОВ дает показания о литературе, которой располагал он:
«В июне 1930 года я встретил в Сходне незнакомого священника, с которым разговорился и дошел с ним до квартиры МАСЛОВА, где священник остановился, а я пошел домой. Через некоторое время я увидел этого же священника в Сходненской церкви и спросил дьякона ПОПОВА, не знает ли он его. ПОПОВ мне ответил, что священника раньше не знал, но получил от него нелегальные листовки. Эти листовки ПОПОВ и передал мне, а я хранил их в алтаре церкви, периодически читая. Помню, что среди листовок была одна под названием: "Что должен знать православный христианин", а вторая говорила о кощунстве Соввласти над мощами святых угодников; в этой листовке разъясняется, что мощи разлагаются по воле Бога, так как надобность в них бывает только до тех пор, пока данный святой не войдет прочно в сознание верующих. Третья листовка начиналась словами: "Уста священника должны хранить ведение".
По словам ПОПОВА - этот священник обещал еще раз приехать и привезти литературу для раздачи надежным верующим, но больше я его не встречал».
(том I, стр. 293, 294).
Тот же ПОСПЕЛОВ показывает о способах распространения к ⁄ р листовок:
«МАСЛОВ рассказывал мне, что у него было много нелегальной литературы, которую он раздавал надежным верующим, а также умышленно оставлял листовки в вагонах поезда при своих ежедневных поездках в Москву - особенно рассчитывая на то, что эту литературу подберут молочницы».
(том I, стр. 302).
У обвиняемого ЧЕЛОМБИТКО при обыске обнаружена отпечатанная на машинке листовка а ⁄ сов. содержания, в которой обращают внимание следующие места:
«О коммуне наше слово,
Ильичу спою куплет.
Хороша "коммуна" ваша -
В ней не жизнь, а прямо рай.
Нет ни дров, ни керосина,
Без свечей сидит семья,
Усовдепить шубу силой
Может всяк, кому не лень».
(том I, стр. 390).
Руководитель Клинского филиала ЛИХАЧЕВ сам сочинял к ⁄ р листовки, которые и прорабатывал на нелегальных совещаниях монашек; по этому поводу монашка МЕГАЛИНСКАЯ показывает:
«Мелхиседек часто проводил собеседования с монашками, на которых читал свои сочинения следующего содержания: наступают последние времена, в лице Соввласти народился антихрист, но эта власть скоро погибнет, и восторжествует истина, надо отказываться от всяких книжек и не вступать ни в какие союзы, так как все это богопротивно и предает людей в руки антихриста; коммунисты хотя и имеют книжки, но ходят голодные, а истинно верующие христиане будут сыты и без всяких книжек».
(том II, стр.789).
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Показаниями обвиняемых и свидетелей вполне установлено, что ликвидированные филиалы к ⁄ р организации "Истинных Христиан", находясь под руководством нелегального политического и административного центров организации, стремились к возбуждению массового недовольства Соввластью - для ее свержения и восстановления монархического строя; для достижения этой цели филиалы развивали к ⁄ р деятельность, главным образом, среди крестьянства, как основной массы населения СССР, рассчитывая на а ⁄ с выступления внутри Союза и на поддержку этих выступлений капиталистическими странами.
На основании вышеизложенного, по следственному делу № 6944 привлекаются в качестве обвиняемых следующие лица:
1. ИНЮШИН Иван Иванович
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что в 1928 году вступил в к ⁄ р организацию "Истинных Христиан" и создал филиал этой организации в Загорском р-не, которым и руководил до ареста, проводя нелегальные совещания членов филиалов и обсуждая вопросы к/р. деятельности. Кроме того, после ареста членов нелегального политического и административного центров организации "Истинных Христиан" - ИНЮШИН возглавлял это движение по Московской области, занимаясь организационной работой, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновным признал себя частично (том I, стр. 25).
2. ЛИХАЧЕВ Дмитрий Алексеевич (он же иеромонах Мелхиседек)
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состоял членом к ⁄ р организации "Истинных Христиан", создал филиал этой организации в Клинском р-не, которым и руководил до ареста; проводил нелегальные собрания филиала, на которых читал к ⁄ р листовки собственного сочинения и намечал формы и методы а ⁄ с деятельности для членов филиала; занимался активной к ⁄ р агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновным себя признал (том II, стр. 468).
3. МАСЛОВ Николай Николаевич
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что, будучи связан с политическим и административным центром организации "Истинных Христиан", создал филиал этой организации в пос. Сходня, которым и руководил до ареста; проводил нелегальные совещания на своей квартире, на которых обсуждались вопросы к ⁄ р деятельности филиала и обсуждалась программа организации; читал и распространял к ⁄ р литературу, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновным себя признал (том II, стр. 254).
4. МОРЖОВ Михаил Степанович (он же иеромонах Макарий)
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состоял активным членом Загорского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан", участвовал на нелегальных собраниях, занимался активной а ⁄ с агитацией и распространял к ⁄ р литературу, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновным себя признал (том I, стр. 73).
5. АЛЕКСЕЕВ Николай Алексеевич (он же иеромонах Нафанаил)
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состоял активным членом к ⁄ р организации "Истинных Христиан", участвовал на нелегальных собраниях Загорского филиала организации и вел активную погромно-монархическую агитацию, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновным себя признал (том I, стр. 105).
6. АРИСТОВ Николай Степанович
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состоял членом Загорского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан", занимался а ⁄ с монархической агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновным себя признал частично (том I, стр. 51).
7. ДЕНИСОВ Николай Андреевич
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состоял членом Сходненского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан" и участвовал на нелегальных совещаниях филиала, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновным себя не признал (том I, стр. 355).
8. ПОСПЕЛОВ Александр Алексеевич
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состоял членом Сходненского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан", участвовал на нелегальных собраниях филиала и хранил нелегальную к ⁄ р литературу, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновным себя не признал (том II, стр. 245).
9. САЗОНОВ Андрей Сергеевич
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состоял членом Сходненского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан", участвовал на нелегальных собраниях филиала и разрешал проводить собрания на своей квартире, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновным себя не признал (том I, стр. 343).
10. ЮДИН Петр Лаврентьевич
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что "странствуя" по деревням, занимался активной а ⁄ с агитацией по заданиям Загорского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан", т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновным себя не признал (том I, стр. 130).
11. ПЕТУШКОВ Денис Осипович (он же иеромонах Дионисий)
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состоял членом Сходненского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан", занимался активной а ⁄ с деятельностью, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновным себя признал (том I, стр. 455).
12. МАРКОВ Игнатий Артемьевич
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что летом 1930 г. вступил в Загорский филиал к ⁄ р организации "Истинных Христиан", занимался активной погромно-монархической агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновным себя не признал (том I, стр. 96).
13. СМИРНОВ Николай Яковлевич
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состоял членом Сходненского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан", участвовал на нелегальных собраниях и хранил к ⁄ р литературу, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновным себя не признал (том I, стр. 319).
14. КОНДАКОВ Сергей Филиппович (он же иеромонах Серапион)
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состоял членом Загорского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан" и занимался активной а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновным себя признал частично (том I, стр. 153).
15. НИКОЛАЕВА Мария Петровна (она же игумения Иннокентия)
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состояла членом Клинского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан" и занималась активной а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновной себя не признала (том II, стр. 479).
16. БАРАНОВА Мария Порфирьевна
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состояла членом Клинского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан", принимала участие в организации нелегального монастыря в своем доме и участвовала на всех собраниях Клинского филиала, на котором обсуждались вопросы к ⁄ р характера, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновной себя не признала (том II, стр. 505).
17. БАРАНОВА Елизавета Ефимовна
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состояла членом Клинского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан" и занималась а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновной себя признала частично (том II, стр. 508).
18. РАЙДАКОВА Анна Федоровна
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состояла членом Клинского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан", участвовала на нелегальных собраниях филиала и занималась активной а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновной себя не признала (том II, стр. 527).
19. РЖЕНИК Мирон Иванович
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состоял членом Загорского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан", участвовал на нелегальных собраниях в алтаре церкви и занимался монархической а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновным себя не признал (том I, стр. 37).
20. НАРЫШКИНА Софья Павловна
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что будучи связана с членами Загорского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан", занималась а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновной себя не признала (том I, стр. 233).
21. ФЕДОРОВ Родион Федорович (он же архимандрит Родион)
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состоял членом Загорского филиала к/р организации "Истинных Христиан" и занимался а ⁄ с агитацией, т.е. в преступлениях, предусмотренных ст.ст. 58/10 и 58/11 УК.
Виновным себя не признал (том I, стр. 245).
22. ГАВРИЛИЧЕВ Василий Моисеевич
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состоял членом Загорского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан" и передавал по назначению нелегальную переписку руководителя филиала ИНЮШИНА, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновным себя признал частично (том I, стр. 83).
23. ВЛАДИМИРСКИЙ Михаил Петрович (он же игумен Михей)
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состоял членом Загорского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан" и занимался а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновным себя признал частично (том I, стр. 144).
24. КАРПОВ Федор Дмитриевич (он же иеромонах Флавиан)
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состоял членом Загорского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан" и занимался а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновным себя не признал (том I, стр. 210).
25. БЕЛОУСОВ Семен Афанасьевич (он же монах Савва)
ОБВИНЯЕТСЯ в принадлежности к той же организации и в а ⁄ с агитации, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновным себя не признал (том I, стр. 200).
26. КАШТАНОВ Иван Кузьмич (он же иеромонах Иоанникий)
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состоял членом Загорского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан" и занимался а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновным себя не признал (том I, стр. 187).
27. ШЕСТЕРИН Дмитрий Сергеевич
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что будучи связан с членами Загорского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан", занимался а ⁄ с агитацией в деревнях, т.е. в преступлениях, предусмотренных ст.ст. 58/10 и 58/11 УК.
Виновным себя признал (том I, стр. 218).
28. НЕГОДИН Алексей Филиппович (он же иеродиакон Авель), 52 лет
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что примыкал к Загорскому филиалу к ⁄ р организации "Истинных Христиан", вел а ⁄ с агитацию, т.е. в преступлениях, предусмотренных ст.ст. 58/10 и 58/11 УК.
Виновным себя не признал (том I, стр. 226).
29. ТЕРЕНТЬЕВ Василий Терентьевич (он же игумен Владимир)
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состоял членом Загорского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан", занимался а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновным себя не признал (том I, стр. 195).
30. ДАНИЛОВ Василий Андрианович (он же иеродиакон Ефросин)
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состоял членом Загорского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан" и занимался а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновным себя не признал (том I, стр. 179).
31. АНДРЕЕВ Иван Андреевич (он же игумен Израиль)
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состоял членом Загорского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан" и занимался а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновным себя не признал (том I, стр. 166).
32. СУВОРОВА Агриппина Петровна
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состояла членом Сходненского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан", участвовала на нелегальных собраниях и занималась а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновной себя не признала (том I, стр. 329).
33. БОЙКОВА Татьяна Михайловна
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состояла членом Сходненского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан", участвовала на нелегальных собраниях и занималась а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновной себя не признала (том I, стр. 366).
34. ДЕНИСОВА Елена Михайловна
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состояла членом Сходненского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан" и занималась а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновной себя не признала (том I, стр. 373).
35. КОЧКОВ Василий Павлович
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состоял членом Сходненского филиала, участвовал на нелегальных собраниях и занимался а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновным себя не признал (том I, стр. 387).
36. ЧЕЛОМБИТКО Василий Пантелеймонович
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состоял членом Сходненского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан", участвовал на нелегальных собраниях, занимался а ⁄ с агитацией и хранил к ⁄ р листовку, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновным себя не признал (том I, стр. 399).
37. СОЛОГУБОВ Дмитрий Максимович
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состоял членом Сходненского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан", участвовал на нелегальных собраниях и занимался а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновным себя не признал (том I, стр. 412).
38. ПРИМАК Владимир Александрович
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состоял членом Сходненского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан" и поддерживал личную связь с членом нелегального политического центра организации - б. князем ДУЛОВЫМ, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновным себя не признал (том I, стр. 421).
39. ГАРНОВА Марфа Никитична
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состояла активным членом Клинского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан", участвовала на нелегальных собраниях и занималась а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновной себя не признала (том I, стр. 559).
40. РУБОВА Екатерина Алексеевна
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состояла активным членом Клинского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан", участвовала на нелегальных собраниях и занималась а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновной себя не признала (том II, стр. 546).
41. МАУРИНА Алевтина Степановна
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состояла членом Клинского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан" и занималась а ⁄ с агитацией, а также участвовала на нелегальных собраниях филиала, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновной себя признала (том II, стр. 568).
42. СТРАХОВА Александра Степановна
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состояла активным членом Клинского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан", участвовала на нелегальных собраниях и занималась а ⁄ с агитацией, возбуждая крестьян на а ⁄ с выступления, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновной себя признала частично (том II, стр. 576).
43. ПАНФИЛОВА Евдокия Дмитриевна
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состояла членом Клинского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан", участвовала на нелегальных собраниях и занималась а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновной себя не признала (том II, стр. 647).
44. ПАНФИЛОВА Ксения Григорьевна
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состояла членом Клинского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан", участвовала на нелегальных собраниях и занималась а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновной себя признала (том II, стр. 661).
45. ФИЛИНА Татьяна Васильевна
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состояла членом к ⁄ р организации "Истинных Христиан", участвовала на нелегальных собраниях Клинского филиала и занималась а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновной себя не признала (том II, стр. 585).
46. САЛОВА Екатерина Михайловна
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состояла членом Клинского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан", участвовала на нелегальных собраниях, исполняла обязанности связиста и занималась а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновной себя признала (том II, стр. 490).
47. ПАНКИНА Дарья Матвеевна
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состояла членом Клинского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан", участвовала на нелегальных собраниях и занималась а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновной себя не признала (том II, стр. 605).
48. ЕГОРОВА Евдокия Емельяновна
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состояла членом Клинского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан", участвовала на нелегальных собраниях и занималась а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновной себя признала (том II, стр. 597).
49. ЧЕПУРКО Петр Ионович
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что примыкая к Клинскому филиалу к ⁄ р организации "Истинных Христиан", занимался а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновным себя не признал (том II, стр. 538).
50. САФОНОВА Ольга Поликарповна
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состояла членом Клинского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан", участвовала на нелегальных собраниях и занималась а ⁄ с агитацией, т.е. в преступлениях, предусмотренных ст.ст. 58/10 и 58/11 УК.
Виновной себя не признала (том II, стр. 674).
51. БАРАНОЧНИКОВА Наталья Федоровна
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состоя активным членом Клинского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан", участвовала на нелегальных собраниях и занималась а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновной себя признала частично (том II, стр. 612).
52. КАРЕЛИНА Александра Петровна
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состояла членом Клинского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан", участвовала на нелегальных собраниях и занималась а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновной себя не признала (том II, стр. 681).
53. СЕДОВА Анисья Павловна
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состояла членом Клинского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан", участвовала на нелегальных собраниях и занималась а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновной себя не признала (том II, стр. 629).
54. ДОРОФЕЕВА Анна Максимовна
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состояла членом Клинского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан", участвовала на нелегальных собраниях и занималась а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновной себя признала (том II, стр. 622).
55. ФИЛИППОВА Федора Филипповна
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состояла членом Клинского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан", участвовала на нелегальных собраниях и занималась а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновной себя не признала (том II, стр. 691).
56. ЛАБЗИНА Прасковья Ивановна
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состояла членом Клинского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан", участвовала на нелегальных собраниях и занималась а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновной себя признала (том II, стр. 699).
57. ПАТРИКЕЕВА Фекла Андреевна
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состояла членом Клинского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан", участвовала на нелегальных собраниях и занималась а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновной себя не признала (том II, стр. 670).
58. ВИНОГРАДОВА Екатерина Егоровна
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состояла членом Клинского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан", участвовала на нелегальных собраниях и занималась а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновной себя не признала (том II, стр. 637).
59. ЧЕРНЫХ Афанасия Дмитриевна
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состояла членом Клинского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан", участвовала на нелегальных собраниях и занималась а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновной себя не признала.
60. ШАРЫПИН Матвей Гаврилович
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что входя в состав Клинского филиала к ⁄ р организации "Истинных Христиан" - бродил по деревням и занимался а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновным себя признал частично.
Принимая во внимание, что контрреволюционная деятельность обвиняемых полностью доказана материалами предварительного следствия, причем из общего количества обвиняемых признали себя виновными - 21 человек,
ПОСТАНОВИЛ:
Следственное дело № 6944 представить на рассмотрение Судебной Тройки при ПП ОГПУ МО после предварительного согласования с Прокурором Московской Области.
Оперуполномоченный: (Толстой)
"СОГЛАСНЫ"
НАЧ. 3 ОТД. СПО ПП ОГПУ МО: (Панов)
НАЧ. СПО ПП ОГПУ МО: (Визель)