ПУБЛИКАЦИИ
Забелина Дарья Вуколовна - послушница
РЭМОВИЧ
"Вязниковские мученицы".
В 1914 году в Серапионовой Пустыни была открыта Серапионово-Алексеевская женская община, небесным покровителем своего храма насельницы избрали Святителя и Чудотворца Алексия и положили в основу своего жития устав Саровской обители. Началось строительство нового каменного храма, и Господу было угодно, что, первое святительское служение в этом храме и основание его было совершено архиепископом Владимирским и Суздальским Алексием. Знаменательно было и то, что первая настоятельница общины носила имя великого подвижника преподобного Серафима Саровского.
21 июня 1915 года архиепископ Алексий заложил первый камень в основание Святого Престола, а во главу его была положена медная доска с надписью: "При Державе Государя Императора Николая Александровича, заложен храм сей в честь Преображения Господня при Серапионово-Алексеевской общине". Заканчивая чин освящения, архиепископ Алексий провозгласил: "Пусть же Святитель и Чудотворец Алексий, и преподобный Серафим Саровский охраняют юную обитель, да образуется на этом месте новый монастырь, преобразованный промыслом Божиим, с главным храмом в честь Преображения Господня". Община просуществовала семь лет, закрыта она была, по всей видимости, в 1922 году, последняя ее игуменья носила имя Антония. В 1923 году в общинном помешении располагался инвалидный дом № 2 (а первый дом был в бывших кельях Благовещенского женского монастыря). Часть насельниц осталась жить в нем, часть расселилась в окружающих Пустынь деревнях: Порзамке, Козлове, Деревеньках, Станках.
По плану Союза воинствующих безбожников, после проведения "безбожной пятилетки" предполагалось, что к 1 мая 1937 года "имя Бога должно быть забыто на всей территории СССР". Но к удивлению властей, перепись 1937 года показала, что люди не потеряли веру в Бога, более половины опрошенных признала себя верующими. Колоссальная работа, начавшаяся с первых дней советской власти, не дала ожидаемых результатов. После этого председателем Центрального совета СВ Б.Е. Ярославским было официально заявлено, что религиозные организации - единственные легальные реакционные вражеские организации, тем самым Церковь объявлялась объектом прямого преследования.
К 1938 году единственной государственной структурой, занимающейся церковью, стал специальный отдел НКВД. Всем проходящим по церковным делам предъявлялось обвинение по ст. 58 УК РСФСР, в основном п.10-11 - антисоветская агитация, контрреволюционная деятельность. Поводом для обвинения служили в основном - сохранение церкви, насаждение тайного монашества, помощь ссыльным. Очень часто следователь, не замечая всей абсурдности ситуации, записывал в обвинительном заключении: "клеветал, что церковь закрывают, священники арестовываются".
Следуя поставленной задаче, Вязниковское РО НКВД в августе 1937 года раскрыл и обезвредил контрреволюционную группу монахинь и церковников из 18 человек, среди них 16 женщин.
"В ходе следствия было установлено, что в 1936 году в Вязниках, под руководством вернувшихся из ссылки архимандрита Мельхисидека (Бирева Михаила Ивановича), бывшей игуменьи Муромского женского монастыря Бариновой Д. В., при активном участии священника Купресова М.Г. организовалась контрреволюционная группа монахинь-церковников, создавшая в Серапионовой Пустыни нелегальный монастырь.
Как установлено в ходе следствия, группа имела задачи: создание нелегального монастыря с целью насаждения среди верующих религиозного фанатизма и создание антисоветских кадров монашества, антисоветская агитация и пропаганда и распространение слухов против советской власти, устройство антисоветских сборищ, материальная помощь ссыльному духовенству, установление широкой связи со странствующим монашеством.
С этой целью в мае 1937 года по району был распущен слух, что в Серапионовой Пустыни скрываются спасшиеся от преследования две бывшие княгини дома Романовых. Одной из них, якобы Ксении, устроили похороны с паломничеством монахинь из Муромского монастыря со всеми почестями высшего церковного чина. В похоронах принимали участие монахини и церковники Вязников, ряда селений Вязниковского района и других районов Ивановской области. Путем использования монахинь, посылавшихся по разным местам района, а так же в соседние Фоминский, Муромский районы, собирались средства для помощи ссыльному духовенству, распространялись провокационные слухи против советской власти. В сентябре в Станках на квартире Бирева состоялось сборище, в котором приняли участие две монахини, прибывшие из Горьковской области, на сборище присутствовала Панова Е., Забелина Д., Гусева А. и другие"...
Преступная контрреволюционная деятельность группы монахинь-церковников пресечена, ее участники 19.08.37 г. арестованы:
• Архимандрит Мелхиседек (Бирев Михаил Иванович), 1864 г. р. уроженец д. Холуй, из семьи иконописца, судим в 1930 г. По ст. 58-10 на 5 лет лагерей, освобожден досрочно, проживал в с. Станки, настоятель Станковской церкви;
• Купресов Михаил Гаврилович, 1883 г. р. уроженец с. Шиморское Меленковского района, из семьи псаломщика, окончил духовную семинарию, священник церкви Серапионовой пустыни;
• Баринова Дарья Васильевна, 1870 г. р. уроженка с. Наместово, из крестьян середняков, бывшая игуменья, до ареста проживала в Серапионовой пустыни;
• Богомолова Анастасия Прокопьевна,1881 г.р., уроженка д. Глубоково, из крестьян, до ареста проживала в г. Вязники, активная церковница;
• Белухина Екатерина Семеновна, 1870 г. р., уроженка с. Яндовы, из крестьян, до ареста проживала в с. Станки, работала в колхозе, активная церковница;
• Гусева Акулина Андреевна, 75 лет, монахиня*;
• Горчакова, 50 лет, монахиня*;
• Дмитроусова Ксения Ефимовна, 1884 г. р. уроженка с. Станки, из крестьян середняков, до ареста являлась церковной старостой в Станках;
• Еремеева Ирина Алексеевна, 1879 г. р., уроженка с. Рыло Южского района, из крестьян, монахиня, до ареста проживала в Серапионовой пустыни;
• Забелина Дария Вуколовна, 1888 г. р., уроженка д. Ступины Деревеньки, из семьи крестьян, монахиня, до ареста проживала в Серапионовой пустыни;
• Матвеева Серафима Алексеевна, 78 лет, монахиня*;
• Панова Екатерина Августовна, 1872 г. р., уроженка с. Акиньшино, из крестьян, монахиня, до ареста проживала в Серапионовой пустыни;
• Пронина Евдокия Ивановна, 1864 г. р., уроженка д. Порзамка из семьи кулака, монахиня, до ареста проживала в Серапионовой пустыни;
• Платонова Анна Ивановна, 1895 г. р., уроженка д. Кобяково, из крестьян, судимая в 1932 г. по ст. 58-10 (антисоветская деятельность) на 3 года концлагерей, монахиня, до ареста проживала в Серапионовой пустыни;
• Смирнова Мария Яковлевна, 1882 г. р., уроженка и жительница Серапионовой пустыни, монахиня, в 1932 г. судимая за антисоветскую деятельность на 3 г. концлагерей;
• Смирнова Мария Алексеевна, 1896 г. р., уроженка д. Дорониха, до ареста проживала в д. Шивариха, колхозница, активная церковница;
• Сорокина Александра Федоровна, 1889 г. р. уроженка с. Станки, из крестьян, в 1930 г. арестована за антисоветскую агитацию, проживала в Станках, активная церковница;
• Сергеева Аграфена Андреевна, 76 лет, была осуждены за контрреволюционную агитацию и антисоветскую деятельность.
2 октября следователь делает заключение: "Изобличающими материалами, свидетельскими показаниями обвиняемые за исключением Смирновой М.Я., Богомоловой А.П. признали себя виновными, поэтому на основании материалов следствия полагал бы: следственное дело по обвинению Бирева М.И., Бариновой Д.В., Купресова М.Г., Сорокиной А.Ф., Дмитроусовой К.Е., Пановой Е.И., (Е.А.?), Платоновой А.М., Забелиной Д.В., Смирновой М.Я., Еремеевой И.А., Богомоловой А.П., направить на рассмотрение тройки УНКВД по Ивановской области".
Все обвиняемые были отправлены в областной город Иваново. А уже 3 сентября 1937 года тройкой УНКВД по Ивановской промобласти за контрреволюционную агитацию, участие в контрреволюционной группе церковников Бирев М.И., Купресов М.Г., Баринова Д.В., Сорокина А.Ф., Платонова А.И., Панова Е.И., Дмитроусова К.Е., Забелина Д.В., Смирнова М.Я., Белухина Е.С. были приговорены к высшей мере наказаний - расстрелу. Приговор приведен в исполнение 10 октября 1937 года, в отношении Бирева М.И. - 13 октября 1937 года.
Вот как описывает сцену расстрела политзаключенных В.Зарубин в повести «Щепка»:
"На дворе затопали тяжелые ноги грузовиков. По всему каменному дому дрожь. В подвале священник поднял над головой нагрудный крест: "Братия и сестры, помолимся в последний час". Поднимались от пола бледные лица. Мертвые, тухнувшие глаза лезли из орбит, слезились. Отчетливо видели крест немногие, некоторые только узкую серебряную пластинку. Остальные - пустоту черную. У священника язык лип к небу: "Во имя Отца и Сына"... Листьями опавшими шелестели слова молитв, метались люди. Были они в холодном поту, как и стены, стены неподвижны, в них твердость камня. Лязг двери, в камеру зашел комендант, замахал бумагой. Голос у него сырой, гнетущий - земля. Назвал пять фамилий - задавил, засыпал. Пятерых повели...
Подвал изогнут печатной буквой "Г". В коротком крючке каменной буквы – мрак. В длинном хвосте - день. Лампочки через каждые пять шагов. На полу - все бугорки, все ямки видно. Нигде не спрятаться. Стены кирпичные скалами сошлись вплотную. Сверху навалилась глыба потолка. Не убежать. Конвоиры - сзади, спереди, с боков. Винтовки, шашки, револьверы, красные звезды, железа, оружия больше, чем людей.
"Стенка" белела на границе светлого хвоста - неосвещенного изгиба. Пять дверей, сорванных с петель, были приставлены к кирпичной стене. Около - пятеро. В руках большие револьверы. Курки - черные знаки вопроса - взведены.
Комендант остановил приговоренных приказал раздеться. Приказание как удар. Оно подтверждало безвыходность положения приговоренных. Им казалось, что высшая мера насилия не в самом расстреле, а в этом раздевании. Из белья на голую землю. Раздетому среди одетых. Унижение беспредельное. Гнет ожидания смерти усиливался будничностью обстановки. Грязный пол, пыльные стены, подвал. Разделись уже все. От холода терли руки, переступали босыми ногами. Белье и одежда пестрой кучей. Комендант жестом руки пригласил - становитесь, затем приказал - повернитесь. Приговоренные не поняли. Пояснил: лицом к стене, а к нам спиной. Он знал, что как только они станут поворачиваться, пятеро с револьверами одновременно вскинут их и в упор каждому выстрелят в затылок.
Больно стукнуло в уши. Белые, голые тела рухнули на землю. Пятеро с дымящимися револьверами быстро отбежали назад, щелкнули курками. Двое в серых шинелях ловко надевали трупам петли на ноги, отволакивали их в темный загиб подвала. Двое таких же лопатами копали землю, забрасывая дымящиеся ручейки крови. Расстреливали пятеро, никто из них не обращал внимания, что среди приговоренных были женщины. Все видели только приговоренных. Стреляли как автоматы. И глаза у них были пустые, с мертвым стеклянным блеском. Все, что они делали в подвале, делали почти непроизвольно. Ждали, когда приговоренные разденутся, встанут, механически поднимали револьверы, стреляли, отбегали назад, заменяли расстрелянные обоймы заряженными. Ждали, когда уберут трупы и приведут новых. Так пятерка за пятеркой.
Кровью парной, потом человеческим, испражнениями пышет подвал. И туман, туман, дым. Лампочки с усилием таращат с потолка слепнущие огненные глаза. Холодной испариной мокнут стены. В лихорадке бьется земляной пол. Воздух отяжелел от свинца. Трудно дышать. Завод.
После последней пятерки комендант заметил на левой руке одного из исполнителей связку крестиков, образков, ладанок. Спросил почти машинально: "Зачем тебе их?" Тот светло улыбнулся: "Ребятишкам играть, товарищ комендант, игрушек нонче не купишь. Нету-ка их"...
Какова же судьба остальных участников нелегального монастыря? Богомолова А.П., Смирнова М.А., Еремеева И.А., Пронина Е.И. 03 октября 1937 года были приговорены тройкой по обвинению в антисоветской агитации, в контрреволюционных сборищах, агитации против колхозов к 10 годам ИТЛ. Смирнова М.А. отбывала наказание в Михайловской и Сарыевской колониях. Пронина Е.И. умерла 28.08.1955 г. О судьбе Богомоловой А.П., Еремеевой И.А. сведений не имеется. О Гусевой А.А., Матвеевой С.А., Сергеевой А.А., Горчаковой ничего не известно.
Решение тройки от 03.10.37 г. в отношении всех, кроме Бирева М.И. отменено постановлением Президиума Владоблсуда от 27.07.57 г. за недостаточностью доказательств. Бирев М.И реабилитирован Владимирской облпрокуратурой 07.06.89г.
Прошли годы, десятилетия, наступил новый век, век возрождения. Храм, заложенный в 1915 году во имя Преображения Господня, был построен, местные жители называли его красным. В пятидесятых годах он был взорван и лежит до сего времени в руинах. Время пощадило другой храм Серапионовой пустыни - Троицкий, стоящий на берегу озера. Пришло время его возрождения, пророчество архиепископа Алексия сбывается, в Серапионовой пустыни будет возрожден монастырь. Время не властно убить нашу память. Вспомним же о тех, кто отдал свою жизнь за веру Христову.
* - монашество не подтверждено.
Источник:
Сайт Владимира ЦЫПЛЕВА