ПУБЛИКАЦИИ


Светлана Алексеевна Мартьянова

Новомученики – выпускники Владимирской духовной семинарии


Из стен Владимирской духовной семинарии вышло немало добрых пастырей, пострадавших за веру Христову в годы сталинских репрессий. Многие из них прославлены Церковью в лике новомучеников и исповедников XX века. В их судьбах духовное образование обрело свое завершение и полноту, достигло свое конечной цели. В жизни этих людей мы ищем откровения о нашем собственном духовном пути, находим образцы христианского поведения в современной жизни.

Цель настоящей статьи – кратко напомнить о жизненном пути и подвиге новомучеников – выпускников Владимирской духовной семинарии. При этом мы сознательно опускаем рассказ о достаточно хорошо известных святых – епископе Афанасии (Сахарове), выпускнике и преподавателе Владимирской духовной школы, а также протоиерее Константине Твердислове († 1937) и протоиерее Александре Крылове († 1938).

Священномученик Николай Константинович Красовский (7 мая 1876 года – 31 января 1838 года).

Родился в селе Воинова Гора Покровского уезда Владимирской губернии в семье священника. После окончания семинарии учительствовал в Городищевской школе при станции Усад, во время Первой мировой войны служил санитаром в 10-м сводном госпитале в Москве, после чего вернулся к учительской работе. В 1922 году храм в селе был закрыт, превращен в клуб. За отказ исполнить кощунственное распоряжение властей водить в этот клуб учащихся Николай Константинович был уволен.

В 1924 году был рукоположен в диакона к Успенскому храму в селе Воинова Гора. В 1931 году отказался служить с обновленцами. В 1932 году был рукоположен в священника церкви села Кабаново Орехово-Зуевского района. Всегда сострадал бедным и страждущим, помогая продовольствием людям, оставшимся без средств к существованию. После ареста в 1938 году и следствия был расстрелян и похоронен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Священномученик Иоанн Андреевич Розанов (1873 – 20 октября 1937 года).

Родился в селе Бабаеве Владимирской губернии в семье священника Андрея Розанова. В 1901 году окончил Владимирскую духовную семинарию и был рукоположен в священника. После ареста в 1930 году был приговорен к трем годам заключения в концлагерь. По возвращении из заключения служил в храме в селе Мостцы Ковровского района Владимирской области. 20 октября 1937 года отец Иоанн был арестован и приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

С 25 января 1938 года уполномоченный НКВД начал вести против священников, находившихся в это время в тюрьме города Иванова, новое следствие, которое продолжалось два дня. Допрошенные священники виновными себя не признали. 3 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Иоанна Розанова вместе со священниками Иоанном Доброхотовым, Николаем Бухариным, Петром Зяблицким, Иаковом Зяблицким, Иоанном Коржавиным к расстрелу. После приведения приговора в исполнение священномученики были погребены в безвестной общей могиле.

Священномученик Константин Снятиновский (1867-1918).

Родился в семье диакона Петра Снятиновского, в 1887 году окончил Владимирскую Духовную семинарию. С 1889 года двадцать девять лет прослужил в храме святителя Петра в городе Переславле-Залесском Владимирской губернии. Был известен в городе как выдающийся проповедник и благотворитель, постоянно поддерживал несколько семей материально.

После большевистского переворота власть в городе возглавил комиссар Соколов, выпускник Владимирской Духовной семинарии. Он бахвалился перед толпой, что новая власть и сами камни превратит в хлебы. В феврале 1918 года в городе кончились запасы продовольствия и рабочие завода «Красное эхо» потребовали, чтобы Соколов исполнил свое обещание. Увидев разгневанную толпу, тот выпрыгнул из окна и бежал, и власти вызвали карательный отряд.

В ту же ночь отец Константин был арестован. Священника повели в Совет, где состоялся краткий допрос, а затем – к месту казни. Ночью тело отца Константина убийцы привезли к зданию больницы и выбросили. При осмотре тела священника на нем было обнаружено несколько штыковых ран. Отец Константин был погребен через несколько дней за алтарем церкви митрополита Петра.

Священномученик Павел Никитович Успенский (21 января 1874 года – 30 января 1938 года).

Родился в селе Романово Переславского уезда Владимирской губернии в семье священника. Окончив Владимирскую Духовную семинарию, вернулся в родное село, где служил священником с 1897 года. Потом отец Павел служил в селе Вашка Петровского района и селе Соломидино Переславского района. После ареста 17 октября 1937 года священник был арестован и на другой день допрошен, после чего приговорен к восьми годам заключения в концлагерь. Умер через три с половиной месяца после вынесения приговора и был погребен в безвестной могиле.

Священномученик Петр Иванович Скипетров (4 июня 1863 года – 19 января 1918).

Родился в селе Станки Вязниковского уезда Владимирской губернии в семье священника. В 1884 году окончил Владимирскую Духовную семинарию. 8 февраля 1884 года обвенчался с девицей Антониной Заозерской, дочерью иподиакона Исаакиевского кафедрального собора в Санкт Петербурге.

18 февраля 1884 года Петр Иванович был рукоположен во диакона к Исаакиевскому собору, в 1886 году поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, которую окончил в 1890 году. В 1892 году стал священником и служил в церкви во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при детском приюте принца Ольденбургского, а в 1998 году был переведен в церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Стеклянном заводе.

Кроме приходского служения, отец Иоанн нес многочисленные епархиальные послушания: преподавал Закон Божий, исполнял обязанности члена попечительства церкви святой мученицы царицы Александры при детском приюте великой княгини Александры Николаевны, был следователем 5-го столичного благочиннического округа, членом правления Санкт-Петербургской Духовной семинарии. За ревностно служение был возведен в сан протоиерея.

15 января 1918 года на имя епископа Прокопия (Титова), наместника Александро-Невской Лавры пришло распоряжение комиссара наркомата призрения Коллонтай, одной из известных блудниц в советском правительстве, пропагандировавшей идею публичного разврата, - что все помещения и капиталы Лавры будут реквизированы. Епископ Прокопий отказался исполнить беззаконный приказ.

Во время вооруженного захвата Лавры 19 января протоиерей Петр Скипетров направился туда, намереваясь пройти к митрополиту Вениамину. Путь ему преградили несколько вооруженных красноармейцев, пререкавшихся с женщинами. Отец Петр вступился за женщин и стал увещевать красногвардейцев не производить насилия над верующими. Один из красногвардейцев направил револьвер на священника и в упор выстрелил ему в лицо. Пуля попала в нижнюю челюсть и прошла шею.

Рана оказалась смертельной, и в 10 часов 45 минут священник скончался. 21 января тело убитого священника было перенесено в Скорбященскую церковь. В выносе тела и совершении заупокойной всенощной участвовал митрополит Вениамин с викариями и многочисленным духовенством. После отпевания гроб с телом убитого священника по благословению митрополита Вениамина был пронесен по тому пути, которым шел отец Петр к мученическому венцу в последний день жизни. Протоиерей Петр Скипетров был погребен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.

Священномученик Николай Васильевич Поспелов (28 февраля 1885 года – 17 февраля 1938 года).

Родился в селе Песьяны Владимирской губернии. Окончил Муромское Духовное училище и Владимирскую Духовную семинарию. Женился на Анне Константиновне Красовской, которая была на семь лет старше его. Родственники сначала противились этому браку, но потом дали согласие и никогда об этом не пожалели. Единство супругов в вере скрашивало самые трудные дни их совместной жизни. После первых родов Анна Константиновна очень тяжело болела, и Николай Васильевич дал обещание Богу в случае выздоровления посвятить всю свою жизнь служению Богу. Обет он исполнил не сразу, а только в 1914 году, когда был рукоположен в диакона и в том же году во священника ко храму Рождества Христова в селе Заколпье Меленковского уезда Владимирской губернии.

С 1922 по 1930 год отец Николай служил в храме великомученицы Параскевы в селе Житенино Орехово-Зуевского района Московской области, в 1928 году продал свой дом под школу в соседнее село, а сам вместе с семьей перешел жить в дом просфорницы по ее приглашению.

Во всех искушениях отец Николай обращался с молитвой к Богу и заступничеству святых. При всех трудностях шел в храм и служил молебен с акафистом преподобному Сергию Радонежскому или преподобному Серафиму Саровскому. Прихожане были довольны священником за его христианское обращение, а также скромную и трезвенную жизнь.

В 1930 году из-за непосильных налогов продал все свое имущество и перешел служить в храм села Воскресенское Киржачского района Владимирской области. В селе священника стали часто вызывать в сельсовет и там демонстративно вручали бумагу с запретом служить молебны в домах прихожан из-за введенного властями карантина. Священника также часто принуждали к выполнению разного рода общественных работ, выплате дополнительных налогов.

Затем отец Николай был направлен служить в Успенский храм в селе Воинова Гора Орехово-Зуевского района, в храм села Пустое Поле Шатурского района, храм Рождества Богородицы в городе Орехово-Зуево, в Троицкий храм села каменка Ногинского района, где ему пришлось перенести много скорбей. Во время разбирательства после несправедливой жалобы отец Николай ни в чем не оправдывался и впоследствии благочинный попросил у него прощения.

27 января 1938 года отец Николай был арестован. Анна Константиновна, прощаясь с мужем, сказала: «Иди страдать за Христа». 8 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Протоиерей Николай Поспелов был расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Священномученик Василий Ксенофонтович Малинин (30 декабря 1877 года – 10 апреля 1938 года).

Родился в селе Патакино Владимирского уезда Владимирской губернии в семье псаломщика. По окончании Владимирской Духовной семинарии был рукоположен во священника и служил в храме во имя преподобного Корнилия в городе Переславле. В эту церковь к нему ходили пионеры-школьники из поселка Новый Быт. Священник благословлял их просфорами, рассказывал о религиозных праздниках, устройстве храма, тяжких мучениях грешников. Одним из организаторов этих ребят был пионер Коля Ранеткин. К его матери – члену ВКП (б) часто приезжали из воинской части на автомашине, в квартире устраивали пьянство, выгоняя на это время Колю из дома.

30 ноября 1936 года группа школьников опять собралась пойти в Церковь, но церковь оказалась закрытой. 18 октября 1937 года протоиерей Василий был арестован и заключен в Ярославскую тюрьму. 28 октября тройка НКВД приговорила священника к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 19 января 1938 года он прибыл в один из лагерей Бамлага, откуда его отправили в лагерь на Дальнем Востоке. Протоиерей Василий Малинин скончался 10 апреля 1938 года в одном из лагерей Дальнего Востока и был погребен в безвестной могиле.

Священномученик Виссарион Мефодиевич Селинин († 1918).

Окончил два класса Владимирской Духовной семинарии и с 1896 года служил псаломщиком во Владимирской епархии, потом в Омской губернии. В 1906 году был рукоположен в священника ко храму в селе Ильинка, после чего служил в Туркестанской епархии. Отец Виссарион был убит в 1918 году пришедшими к власти безбожниками-большевиками в день празднования ими 1 мая, о чем паству известил епископ Верненский и Семиреченский Пимен (Белоликов).

Священномученик Иоанн Степанович Рождественский († 16 марта 1872 года).

Родился в селе Нармочи Меленковского уезда Владимирской губернии в семье священника. В 1892 году окончил Владимирскую Духовную семинарию и был назначен преподавателем Закона Божия и учителем в Славцевскую церковноприходскую школу в Меленковском уезде; преподавал также в Ивачевской земской школе Неверо-Слободской земской школах Гороховецкого уезда. 17 октября 1897 года был рукоположен во священника ко Крестовоздвиженской церкви села Палех Вязниковского уезда Владимирской губернии. Отец Иоанн придавал большое значение народному просвещению в наступившем смутном столетии и с 23 октября 1903 года стал заведующим открытой в селе Палех его стараниями бесплатной народной библиотеки-читальни. Его стараниями были также учреждены Палехское общество потребителей и Палехское кредитное товарищество.

С 1905 по 1911год отец Иоанн состоял кандидатом уполномоченного на окружной и епархиальный съезды; с 1908 года он был законоучителем младшего класса открытого его трудами и заботами Палехского двухклассного министерского училища и женского училища.

Детей у отца Иоанна с матушкой не было, и он все свои силы отдавал прихожанам и храму. После прочтения воззвания Патриарха Тихона об изъятии церковных ценностей призвал прихожан не препятствовать работе правительственной комиссии, но сам отказался присутствовать при этом. 24 марта 1922 года отец Иоанн был арестован. Несмотря на прошения прихожан, направленные в Ревтрибунал, 21 апреля началось судебное заседание, проходившее в здании местного театра, поскольку суду придавалось большое пропагандистское значение. Вместе с отцом Иоанном обвинялись протоиерей Павел Светозаров и мирянин Петр Языков. Все они виновными себя не признали и 25 марта были приговорены к расстрелу.

Верующими сразу же было послано прошение во ВЦИК о помиловании осужденных, и Калинин обратился за разрешением на помилование в Политбюро. Однако Ленин, Троцкий, Сталин и Молотов без колебаний проголосовали за расстрел, после чего приговор был официально утвержден. Приговор был приведен в исполнение 10 мая 1922 года в 2 часа утра.

Рассказывают, что перед расстрелом священники совершили отпевание по себе и мирянине Петре и держались мужественно. Последняя молитва отца Павла была об остающихся сиротах. И Бог услышал молитву священника. Всю жизнь его дети прожили под благодатным Божиим покровом. Все невзгоды и несчастья безбожной эпохи прошли мимо них. Младшая дочь отца Павла Светозарова скончалась в конце восьмидесятых годов в преклонном возрасте в родительском доме с благодарной памятью об отце-мученике.

В заключение приведем слова профессора СПбДА А. А. Бронзова, написанные сразу после похорон отца Петра Скипетрова: «...По крайней мере не забудем, не должны забыть данного им его мученического урока! Будем же учиться у него, как и нам жить, как и нам смело и безбоязненно проповедовать Христа, Его слово правды. Будем поддерживать в себе, подобно ему, искорку божественную, чтобы не превратиться нам в существ, думающих только об одном материальном, об одном Молохе…

Для нас личности, подобные отцу Петру, всегда будут светлыми маяками, одно воспоминание о которых всегда благотворнейшим образом станет действовать на нас, и будет охранять нас от ошибок, от слабости, от падений…» В равной мере слова знаменитого профессора относятся ко всем новомученикам, о которых шла речь в статье.

Статья составлена на основе материалов из книг под общим названием: «Жития новомучеников и исповедников российских XX века», составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Тверь: издательство «Булат», 2006.

В нашем распоряжении было только пять томов этого издания (с января по май-месяц). По мере выхода в свет очередных томов этот материал, конечно же, будет пополняться.